Зависимость сновидений от «специальных типов» высшей нервной деятельности человека
Это не значит, что лица «мыслительного» типа не имеют целостных, картинных сновидений, близких к нерасщепленному, детскому типу. Иногда у них бывают и такие сновидения, но они довольно редки и нехарактерны.Описанное различие сновидений у людей «художественного» и «мыслительного» типов должно быть распространено на сновидения у истериков и психастеников. По Павлову, истерия есть невроз, развивающийся на почве «художественного» типа, а психастения — невроз крайнего «мыслительного» типа.Характер сновидений у истериков более или менее ясен. Им свойственны сновидения «художественного» типа с отражением в них патологических симптомов и комплексов.
Сновидения у психастеников, у которых (по Павлову) имеется отрыв второй сигнальной системы от первой и от подкорки, мало изучены. Надо полагать, что в сновидениях у них должны найти свое отражение патологические изменения их высшей нервной деятельности.В целях физиологического анализа сновидений следует рекомендовать провести систематическое исследование сновидений у крайних представителей «художественного» и «мыслительного» типа, а также у психастеников как патологического отклонения от последнего типа.Есть основания полагать, что у лиц крайнего «мыслительного» типа (например, у математиков) в сновидениях могут преобладать элементы второй сигнальной системы по сравнению со сновидениями у лиц «художественного» типа. Но и в этих случаях остаются верными закономерности последовательного выключения и включения сигнальных систем и циклов сновидений, изложенных в разделах IX и X. В связи с этим может быть разрешен вопрос об особенностях сновидений, внушенных в гипнозе.
По данным И. Е. Вольперта, эти сновидения имеют не сумбурный и не нелепый характер, а целостный, ближе стоящий к возможной действительности. Мы полагаем, что такая особенность внушенных сновидений обусловливается не гипнозом, не свойствами гипнотического сна и не внушением (так как содержание сновидения никогда не внушается), а «художественным» типом нервной системы наших испытуемых, абсолютное большинство которых составляют женщины с истерическими неврозами, следовательно, с функциональным преобладанием первой сигнальной системы.У обоих указанных типов высшей нервной деятельности человека встречаются явления, которые в литературе именуются «символикой сновидений».
Однако эта «символика» более свойственна сновидениям лиц «художественного» типа.Под «символикой» или «символизацией» сновидений обычно понимается замена абстрактных понятий и мыслей конкретными зрительными образами. Кроме того, под «символикой» понимается замена конкретного конкретным, одних образов другими. В первом случае речь идет о замене элементов второй сигнальной системы элементами первой сигнальной системы — зрительными образами.
Во втором случае мы имеем дело с заменой одних конкретных образов другими, как, например, в баснях конкретные образы зверей являются символами конкретных образов людей.В жизни мы пользуемся метафорами, аллегориями, баснями и т. д. Примерно этому в своеобразной форме соответствуют факты «символики» в сновидениях. Так, если в жизни человек стремится достигнуть какой-то цели, но на пути к ней много препятствий, то нередко и в своих сновидениях он встречается с этими же «препятствиями», которые принимают аллегорическую форму различных зрительных образов.
Эти зрительные образы изменяются от сновидения к сновидению, но отражают одну и ту же мысль о преодолении жизненных препятствий.