Заболевания уха у водолазов и аквалангистов
Механизм развития патологических изменений в ухе водолазов и у аквалангистов имеет много сходного с механизмом кессонных поражений. Акваланг обеспечивает автоматическую подачу воздуха, применяется при работав под водой, при сооружении мостов, причалов, при поисках косяков рыбы, при проводке кабелей, труб и т. д. Исключительно широкое применение он нашел в подводном спорте.При пользовании аквалангом можно погружаться и плавать на глубине 30—40 м. Как известно, при погружении на каждый метр гидростатическое давление повышается на 0,1 доб. атм. и, следовательно, на глубине 40 м оно достигает 5 атм. На такую глубину опускаются немногие, но и при средних глубинах величина давления близка к тем, которые бывают в кессонах.
В силу особых условий — ограниченный запас воздуха в баллонах, охлаждение тела — сроки пребывания под водой регламентированы. Они не должны превышать 10 минут на глубине 40 м и 15 минут на глубине 30—40 м.Таким образом, в отличие от кессонщиков аквалангисты чаше подвергаются компрессии и декомпрессии, а скорость их регулируется ими самими.
Повторное небольшое нарушение в скорости подъема на поверхность может кумулировать свое действие. В результате могут развиться хронические заболевания как в среднем, так и во внутреннем ухе. Характер заболевания зависит от того, какие факторы имеют преимущественное значение в патогенезе — декомпрессионный, т. е. быстрый подъем на поверхность, или нарушение проходимости евстахиевой трубы. В первом случае более выражены симптомы со стороны внутреннего уха, во втором — среднего.
Более или менее заметное понижение слуха, в частности речевого, представляет собой относительную редкость и, как правило, объясняется острым процессом в среднем ухе. Более часто понижение восприятия тона 4000 Гц, которое является, по-видимому, следствием повторных, хотя и небольших, нарушений правил декомпрессии.Нередко имеются жалобы на боль в ухе, заложенность.
При исследовании слуха наряду с понижением восприятия высоких звуков нередко имеется понижение и низких как следствие поражения звукопроводящего аппарата.Shiboda и Mursliima (1957) обнаружили комбинированное заболевание среднего и внутреннего уха у 40% аквалангистов, работающих на глубине 30 м. Аудиограммы имеют горизонтальный характер. Авторы установили связь степени понижения слуха с глубиной ныряний и длительностью работы.
Лабиринтные атаки наблюдаются иногда и у опытных пловцов, имеющих большой спортивный или производственный стаж. Чаще и больше поражается слуховая функция, обычно имеется субъективный шум в ухе.Appaix и др. 1961) детально обследовали слуховую функцию у 15 подводников, у которых отмечалось медленное прогрессирование тугоухости. У 10 из них установлено поражение звуковосприятия.
Однако тип аудиограммы был различным: у одних — обрывистая аудиограмма (изолированное понижение на С5), у других — полого нисходящая. У 5 лиц была смешанная форма поражения.
Со стороны вестибулярной функции отклонений не обнаружено.Развитие поражения улитки, по мнению авторов, обусловлено быстрыми погружениями и связанными с ними толчками стремени в овальное окно с быстрыми перемещениями перилимфы от овального к круглому окну. В нижнем завитке улитки происходит наибольшее сотрясение перилимфы и, следовательно, повышение давлении, что и объясняет понижение восприятия только С5. Повышение и понижение давлений в лестницах улитки влияет на состояние сосудов и эндолимфы.
При экспериментальных гистологических исследованиях они обнаружили расширение капилляров, диапедез.Bouche и др. (1961) описали травму уха у двух очень опытных и тренированных пловцов. Первый при быстром погружении в скафандре на глубину 30 м испытывал боль в ухе. Энергичный повторный опыт Вальсальвы оказался неэффективным.
На глубине 30 м он находился около 15 минут, выстрела из ружья в воду не слышал. Он был поднят на поверхность с соблюдением правил. Полная глухота на левое ухо. Через 3 дня аудиограмма — понижение слуха около 90 дБ. В дальнейшем постепенное улучшение слуха, но осталось стойкое понижение на 40 дБ.У второго пловца после погружения в воду возникла преходящая глухота на правое ухо. Через год после повторного погружения — двустороннее резкое понижение слуха с полным восстановлением через несколько месяцев.
В обоих случаях проводилась интенсивная терапия: кортикостероиды, внутривенно — никотиновая кислота, новокаиновая блокада звездчатого угла, витамины и т. д.Опубликованные до сих пор клинические описания острой травмы лабиринта у пловцов недостаточны, чтобы получить исчерпывающее представление о клинике поражений.