Вопрос об амнезии сновидений
«Раздвоение личности», наблюдающееся при истерических психозах, и диссоциация корковой деятельности, имеющая место в сомнамбулической фазе гипноза, — это явления одного и того же порядка. В основе и того и другого лежит как определяющий нервный механизм корковой диссоциации и отрицательной индукции.Этот же механизм объясняет и явления сомнамбулизма при естественном сне. Благодаря этому нервному механизму происходит функциональный разрыв ассоциативных связей.Надо считать, что и в основе фрейдовского так называемого «вытеснения» какого-либо комплекса переживаний в «подсознательную» сферу лежит нервный механизм отрицательной индукции и корковой диссоциации. Этот механизм и обусловливает забвение, амнезию «вытесненного комплекса».
Приведенное объяснение лишний раз свидетельствует о том, что учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность проникнуть в материальные основы явлений «подсознательного» и «бессознательного».Описанный нервный механизм, объясняющий амнезию в случае сомнамбулической фазы гипноза, объясняет амнезию и в случае обычных сновидений.При относительно глубоком сне, когда еще возможны сновидения, развивается достаточно глубокое торможение, которое производит функциональное расщепление корковой деятельности.
Нормальные для бодрого состояния ассоциативные связи разорваны. Тогда сновидения происходят, но не запоминаются нами, подвергаются амнезии.
При неглубоком и поверхностном сне сонное торможение не достигает такой интенсивности, чтобы вызвать корковую диссоциацию, поэтому возникающие в этом случае сновидения не подвергаются амнезии.С этой точки зрения надо понимать физиологическую сущность приведенных в этом разделе явлений полной амнезии, неполной амнезии и различных степеней запоминания сновидений.
Следовательно, мы можем сделать следующее заключение.1. Амнезия сновидений основана на глубоком торможении и корковой диссоциации, связанной с таким торможением.2. Этот нервный механизм объясняет, почему мы редко запоминаем сновидения, переживаемые во время глубоких фаз сна, и почему мы помним сновидения, переживаемые во время неглубоких фаз сна (при засыпании, среди ночи или перед пробуждением).