Теории сна
Теория центров сна возникла в значительной мере под влиянием клинических наблюдений, отметивших связь нарушений сна и бодрствования с поражениями определенных структур мозга. Первоначальные наблюдения в этом плане были сделаны Л. Маутнером в 1890 году. Он описал несколько случаев заболевания энцефалитом, закончившихся смертью. Больные перед смертью долгое время находились в сонном состоянии. На вскрытии у умерших были обнаружены изменения структуры глубинных частей мозга, на основании чего Маутнер предположил наличие в этих областях центра сна.Позднее, во время большой эпидемии летаргического энцефалита, австрийский ученый Экономо (1926) на основании своих наблюдений развил это представление.
У больных энцефалитом он наблюдал расстройства сна и бодрствования как в виде гиперсомнии (повышенной сонливости), так и в виде инсомнии (бессонницы). При этом у умерших им были отмечены изменения в разных областях мозга. У людей, страдавших бессонницей, изменения обнаруживались в передних отделах гипоталамуса, в то время как у умерших, страдавших перед смертью гиперсомнией, изменения были отмечены в более задних отделах мозгового ствола.
Экономо предположил, что в мозге имеются два центра: центр бодрствования и центр она, взаимодействием которых и определяется смена этих состояний.Клинические наблюдения послужили толчком для экспериментальных исследований, начало которых относится к тридцатым годам нашего столетия, когда в физиологических лабораториях стала использоваться стереотаксическая техника введения электродов в мозг. С помощью электродов у животных разрушали и раздражали те области мозга, о которых писали в своих наблюдениях клиницисты.
Наибольшую популярность получили опыты швейцарского ученого В. Гесса (1929, 1932), который раздражал электрическим током определенные области гипоталамуса, вызывая у кошек сон или пробуждение.В нашей стране аналогичные опыты были проведены известным физиологом А. В. Тонких, которая подтвердила в основном наблюдения Гесса, но провела более глубокий анализ механизмов сна, развивавшегося при раздражениях гипоталамуса. В многочисленных опытах она со своими сотрудниками показала, что в происхождении сна, вызываемого раздражениями гипоталамуса, участвует и гуморальный фактор — адреналин, выделяемый надпочечниками.
Раздражая определенные области гипоталамуса у кошек с помощью введенных, электродов, ученые наблюдали к концу раздражения появление у животных дремоты, сменявшейся в дальнейшем сном, иногда настолько глубоким, что кошки не реагировали даже на прикосновение. Если у таких кошек предварительно денервировали надпочечники, то указанное раздражение не вызывало сна. Дополнительное введение им адреналина сопровождалось развитием глубокого сна. Сопоставляя эти данные с тем фактом, что раздражение тех же областей гипоталамуса вызывает усиленное выделение надпочечниками адреналина, А. В. Тонких с сотрудниками пришли к выводу, что именно этот процесс и обусловливает сон, наблюдавшийся ими у кошек при раздражении гипоталамуса.Представление о центрах сна вызвало критику со стороны И. П. Павлова (1935), который рассматривал сон как торможение клеток коры головного мозга.
Сотрудники И. П. Павлова, изучавшие разные стороны условнорефлекторной деятельности собак, очень часто при разных условиях опытов отмечали у них появление сна, который иногда был настолько глубоким, что приходилось временно прекращать опыты. Это явление вызвало интерес у И. П. Павлова и он занялся специально изучением сна и причин, его вызывающих. В результате было установлено, что переход от бодрствования ко сну происходит через ряд фаз, характеризующихся значительными изменениями условных рефлексов.