Свинец
Шумовая аудиограмма у 5 больных была на высокие тоны ниже уровня маскирующего шума, что считается, по Langenbeck и другим авторам, характерным для поражения спирального ганглия и ретролабиринтной локализации поражения.Интерес представляет адаптационная способность, которую мы определяли тестом исчезновения порогового тона. У 3 больных она была резко выражена. В течение минуты слуховые пороги повышались на 20—30 дБ. Вопрос о дифференциально-диагностическом значении этого теста является спорным; одни считают, что патологическая адаптация бывает при поражении волосковых клеток кортиева органа, другие — при поражении спирального ганглия и нерва.
Соотношения между типом аудиограммы и надпороговыми тестами не являются определенными. Так, при выраженном обрывистом типе аудиограмм (обрыв на 6000, 8000 Гц) тест Лангонбека был положительным (аудио-грамма ниже уровня маскирующего шума) адаптация патологическая (25—35 дБ), начиная с 2000 Гц, восприятие этого тона сохранено было в норме, ДП — в норме. Несколько иное соотношение имеется у больной Б. при обрыве аудиограммы на 4000 Гц, ДП — низкий — 0,3 дБ, адаптация патологическая (30—60 дБ) даже на тоны, восприятие которых сохранилось в норме, а тест Лангенбека положительный.
Помимо чистого типа обрывистой аудиограммы, встречается сочетание ее с понижением восприятия низких тонов; в результате аудиограмма становится несколько выпуклой.Нам не удалось выявить корреляцию между вариантами пороговых аудиограмм и надпороговыми тестами, с одной стороны, длительностью контакта со свинцом и выраженностью общей интоксикации — с другой.
Обнаруженные аудиологические варианты позволяют думать, что патогенез поражения слуха при свинцовой интоксикации так же, как и локализация процесса, не всегда одинаковы. Если в условиях эксперимента на первый план выступают изменения в спиральном ганглии, связанные с токсическим действием свинца непосредственно на его клетки, то у людей при хронической интоксикации патогенез сложнее и поражение может иметь и другую локализацию. Значение имеют связанные с интоксикацией изменения в кровеносных сосудах и др. Возникающее в связи с ними понижение слуховой функции, как это следует из наблюдений при артериосклерозе и других заболеваниях, характеризуется преимущественным понижением восприятия высоких звуков, что предполагает локализацию процесса в основном завитке улитки.
В патогенезе тугоухости известную роль могут играть возможные изменения на уровне нервных проводников и центра слуха. Косвенно о вовлечении слуховой зоны коры мозга говорят наблюдающиеся иногда слуховые галлюцинации, которые, естественно, нельзя объяснить периферическими процессами.Со стороны вестибулярной функции можно отметить сравнительно частые жалобы на головокружение (примерно у трети больных, причем у них имеется и понижение слуха).
При экспериментальном исследовании лабиринта лишь у одного рабочего обнаружено понижение калорической и вращательной возбудимости. Но данным 3. Ф. Нестругиной (1958), жалобы на головокружение были у 65 % 4 а гипорефлексия лабиринта — у 54%. Поражения органа слуха при свинцовой интоксикации являются наиболее изученными. Однако в практике могут встретиться поражения, представляющие исключительную трудность для дифференциальной диагностики.
В этом отношении заслуживает внимания следующее наблюдение.