Иммунологическая проблема бесплодного брака
Принимая во внимание предложенную схему (табл. 21), наличие сенсибилизации можно было предположить у 4% женщин второй группы. Присутствие ее оказалось сомнительным в 2,7% и отрицательным — в 93,3% наблюдений. Таким образом, наличие иммунологического конфликта в группе бесплодных пар, когда у мужа определяется нормоспермия, а у жены некоторые патологические отклонения со стороны гениталий, можно предположить в 6,7% случаев (4%±2,7%). Соотношение данных, полученных в случаях первичного и вторичного бесплодия, примерно равно. Так, из 47 наблюдений с первичным бесплодием данное состояние обнаружено у 2 женщин, а из 27 с вторичным — у одной.
Как видно из приведенных данных, это значительно меньше, нежели у женщин, состоящих в браке с относительным бесплодием.При обследовании женщин третьей группы, в которой причиной бесплодия, по-видимому, могла считаться патология эякулята, нами получены следующие результаты (табл. 23).При учете по соответствующей схеме в данной группе обследованных женщин наличие сенсибилизации можно было предположить в 5,7% наблюдений (3 случая первичного и один — вторичного бесплодия); присутствие ее было сомнительным в 2,9 % и отрицательным в 91,4% случаев.
Таким образом, данные о третьей группе, как и второй, значительно отличаются от результатов в первой группе. Мы проводили параллельное определение возможной сенсибилизации у женщин и аутосенсибилизации у мужчин. Так же как женщины, обследованные нами мужчины распределялись по трем группам, хотя вообще первая и вторая группы могли быть объединены.
При обследовании проводились интрадермореакция, микроагглютинация и преципитация в агаре с сывороткой крови (табл. 24).О наличии возможной сенсибилизации у мужчин судили на основании совпадения всех проводимых нами тестов (а их было три). В табл. 25 представлены данные, по которым мы считали возможным делать заключение о наличии аутосенсибилизации к спермиям.На основании учета приведенной схемы у мужчин первой группы наличие аутосенсибилизации можно было предположить в 1,2% случаев, сомнительное ее присутствие было в 1,2% и отрицательным — в 97,6% случаев.Результаты обследования мужчин второй группы представлены в табл. 26.При учете схемы (табл. 25) наличие аутосенсибилизации в этой группе можно было предположить в 1,4% случаев, присутствие ее было сомнительным в 1,4%, отрицательным — в 97,2 % случаев.
Таким образом, получены идентичные результаты при сопоставлении двух групп (первой и второй) обследованных мужчин. Эти данные, по-видимому, соответствуют действительности, так как в обеих группах определялась нормоспермия.При постановке реакции микроагглютинации мы пользовались методикой (Baskin, 1932) в модификации Папазова и Енчева, Papasov, Entshew (1963). Помня о том, что описаны три вида спермаагглютининов (агглютинирующие, иммобилизующие и сперматогенные), мы старались констатировать случаи агглютинации, нарушения подвижности и деструкции семенных нитей.
При специфическом склеивании спермии обычно соединяются друг с другом головками, хвостами или по типу голова—хвост. Соединения выражены беспорядочно в виде общего конгломерата. Кроме этих скоплений, в препарате имеются и отдельные семенные нити (см. рис. 16). Иногда агглютинация имеет вид сплошной равномерной сетки.
Подобная картина, по-видимому, не должна учитываться.В основном мы отмечали нарушение подвижности (иммобилизацию) спермиев и, реже, агглютинацию.
Дегенеративные изменения нами не определялись, по-видимому, для этих целей необходимы специальные методики исследования. При значительном нарушении подвижности в течение первых часов можно осуществлять исследование с разведенной сывороткой в любом соотношении. Из приводимых нами методик интрадермореакции, преципитации и агглютинации последняя наиболее трудоемкая и, по нашему мнению, наименее объективная.