Современные исследования о механизме сновидений

В лаборатории А. В. Тонких проводятся интересные опыты по выяснению роли надпочечников в развитии сна при раздражении гипоталамуса. Оказывается, что при раздражении переднего или заднего отделов гипоталамуса сон наступает только у интактных кошек, а у кошек с предварительно денервированными надпочечниками не наступает сна. При раздражении других областей гипоталамуса ни у интактных, ни у оперированных кошек (с денервацией надпочечников) сон не наступает. Однако, если ввести адреналин кошкам с денервированными надпочечниками, у последних наступает сон.На основании этих исследований высказывается гипотеза о механизме развития сна при раздражении гипоталамуса. А. В. Тонких полагает, что раздражение гипоталамуса вызывает секрецию адреналина надпочечниками, который с кровью приносится в гипоталамическую область и через действие на эту область вызывает выделение гормонов гипофиза, в частности АКТГ.Таким образом, в исследованиях А. В. Тонких и ее сотрудников доказана важная роль гормонального фактора в развитии сна. Результаты этих исследований согласуются с представлениями о сне как об активном процессе разлитого внутреннего торможения по коре больших полушарий и нижележащим отделам центральной нервной системы.

Признавая решающую роль нервной системы в развитии сна, создатель учения о сне И. П. Павлов подчеркивал также и роль гуморального фактора в развитии сна.А. Н. Шеповальников (1965 г.) изучал формирование цикла бодрствование—сон в онтогенезе ребенка.Известно, что последовательность стадий сна (A, B1, В2, С, D, Е) создает у взрослого человека определенные циклы сна, которые повторяются в течение ночи. По данным А. Н. Шеповальникова, у детей раннего возраста такой цикличности нет. На ЭЭГ спящих детей первого месяца жизни обнаруживается лишь стадия Е и парадоксальная стадия. У детей начиная со второго-третьего месяца жизни появляется сигма-ритм с частотой 14 в 1 сек. и стадия D, которая имеет у них несравненно большую продолжительность, чем у взрослых.

К особенностям сна у детей одно-, двухлетнего возраста автор относит большую продолжительность стадии D, сигма-ритм у них уступает место дельта-ритму; возникают характерные для стадии Е высокоамплитудные волны, которые постепенно уменьшаются, затем становятся более частыми общие двигательные реакции и движения глаз. У трехлетнего ребенка в состоянии сна можно регистрировать стадии Д, Е и парадоксальную стадию, которые по своим характеристикам напоминают те же стадии у взрослых лиц.Только у детей 8—12 лет цикл бодрствование—сон становится почти неотличимым от цикла взрослых. Существенная разница наблюдается лишь в электрографической картине периода перехода от бодрствования ко сну, которая продолжает оставаться вплоть до полового созревания.

В работе И. И. Гохблит (1966 г.) установлено, что сон в раннем возрасте до реализации позы стояния представляет собой активное состояние. В раннем возрасте у животных отсутствуют различия в особенностях электроэнцефалограммы в состоянии сна и бодрствования.

Медленные высокоамплитудные потенциалы сна не возникают в этом возрасте и при действии барбитуратов.В раннем возрасте отсутствует переходное состояние дремоты с типичными «веретенами» в электроэнцефалограмме, отсутствуют также реакции вовлечения.

Последнее было установлено раздражением (с помощью вживленного электрода) неспецифических медиальных ядер зрительных бугров.И. И. Гохблит приходит к выводу, что возникновение истинного сна связано с созреванием верхнего отдела ретикулярной формации ствола мозга и медиальных ядер зрительных бугров,