Примерный тематический план занятий
Примерный тематический план (юные туристы, первый год занятий) № п/п Наименование темы Количество часов 123456789101112 Чем полезны туристские походы Наш край Как организовать туристское путешествиеТопографическая подготовка. Ориентирование на местности Физическая подготовка Преодоление препятствий в походе Особенности лыжных походов Краеведческие наблюдения, их фиксирование в походеНаблюдение за погодой в походе Туристское снаряжение Оборудование для краеведческой работыТуристский быт Доврачебная помощь в походеПодведение итогов похода 6201618226154810613 Всего 144 Примерный тематический план (туристы-водники) № п. п. Наименование темы Количество часов Всего Теорети-ческие занятия Практи-ческие занятия в классе Практи-ческие занятия на местности 12345678910111213 Советский массовый туризм Туристские возможности родного края для водных походов Особенности водного туризма. Подготовка, проведение и подведение итогов походаСнаряжениеПитание в водном путешествииПривалы и ночлегиТопография и ориентирование на местности Техника движения. Естественные и искусственные препятствияТактика водного путешествия.
Обеспечение безопасности в путиГигиена и доврачебная помощь в походеКраеведческая работаУчебно-тренировочный поход 422812101216141218610— 224222422222— 2—864—4—2224— —+16441081281424— Итого….. 144 28 34 82 На основе тематического плана и программы составляется план учебно-тренировочных занятий. Примерный план занятий Первая четвертьЗанятие № 1. Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия?
(Тема 1.)Занятие №2. Карта нашей области. Применение карты в походе. Топографические знаки.
Беседа о ближайшей экскурсии, походе. (Темы 2, 4.)Занятие №3. Снаряжение для похода.
Укладка рюкзака. Установка палатки.
Игры на местности. (Темы 5, 9.)Занятие № 4. Малый учебный поход. Установка палатки.
Костер. (Темы 5, 9, 10.)Занятие № 5. Топографические знаки.
Устройство компаса и работа с ним. Преодоление препятствий по выбору. (Темы 4, 5.)Занятие №6. Наш район, населенный пункт.
Выбор темы похода выходного дня, сообщения учащихся. (Темы 2, 3.)Занятие №7. Топографические знаки.
Копирование карт. Подготовка схемы похода. (Тема 4.)Занятие № 8. Снаряжение для многодневного похода.
Питание в походе. Распределение обязанностей.
Укладка рюкзака. Постановка палатки.
(Темы 3, 9, 10.)Занятие № 9. Одно — или двухдневный поход. Движение по карте. Наблюдения и записи в дневнике.
Преодоление препятствий. Установка палатки. Разжигание костра.
Приготовление пищи. (Темы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10.) Вторая четвертьЗанятие № 10. Обсуждение итогов похода. Распределение обязанностей по обработке собранных материалов.
Беседа о физической подготовке и утренней зарядке. (Темы 3, 5, 12.)Занятие № 11. Работа с компасом. Ориентирование на местности.
Измерение расстояний. Игры на местности. (Темы 4, 5).Занятие № 12. Особенности лыжных походов — снаряжение, правила движения, режим, организация привала, меры против обморожения.
(Тема 6.)Занятие № 13. Лыжная подготовка. Подбор обуви и лыж. Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом.
Спуски, подъемы. (Тема 6.)Занятие № 14. Передвижение на лыжах с рюкзаком — на равнине, на подъеме, на спуске.
(Тема 6.)Занятие № 15. Лыжный поход, наблюдения и зарисовки следов птиц и зверей. (Темы 2, 6, 7.)Занятие № 16. Подведение итогов похода. Выбор маршрута на зимние каникулы.
(Темы 2, 3, 12.)Занятие №17. Правила гигиены и санитарии. Оказание доврачебной помощи в походе. (Тема 11.)Занятие № 18. Подготовка к двух — и трехдневному походу.
Занятия на лыжах. Изучение лыжных ходов и тренировка в движении по пересеченной местности.
(Темы 5, 6.)Занятие на зимних каникулах.Двух-, трехдневный поход или пребывание в зимнем лагере. Занятия по лыжной подготовке.
Экскурсии. (Темы 2—8; 10, 12.) Третья четвертьЗанятие № 19. Подведение итогов зимнего похода. Составление отчета, подготовка альбома, стенной газеты.
(Темы 9, 12.)Занятие № 20. Ознакомление с приборами для наблюдения за погодой. Окончательная обработка материалов похода.
(Темы 8, 12.)Занятие № 21. Учебный поход, движение по карте с помощью компаса. Подготовка к участию в соревнованиях по ориентированию.Занятие N° 22. Игры на мерности.
(Тема 5.)Занятие № 23. Маршруты и объекты экскурсий родного края (сообщение школьников). (Тема 5.)Занятие № 24. Питание в походе. Сведения о съедобных и ядовитых грибах.
Первая доврачебная помощь. (Темы 10, 11.)Занятие № 25. Подготовка к участию в соревнованиях по ориентированию. (Темы 4, 5.)Занятие № 26. Участие в школьных соревнованиях по ориентированию.
(Темы 4, 5.)Занятие № 27. Одно — или двухдневный поход. (Темы 4, 5, 10.)Занятие № 28. Выбор района весеннего похода, распределение обязанностей.
(Темы 2, 3.)Занятие № 29. Изучение приемов страховки, самостраховки. Преодоление различных препятствий. (Тема 5.)Занятие № 30. Подготовка к весеннему походу.
Ремонт и изготовление оборудования. (Темы 3, 9.)Занятие № 31. Подготовка к походу. Копирование и увеличение карт, подготовка оборудования для краеведческой работы.
Расчет и подбор продуктов. (Темы 4, 7, 9.)Занятие № 32. Трехдневный поход. Экскурсии.
Фенологические наблюдения. Знакомство с полевыми работами. Топографическая подготовка.
(Темы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9.) Четвертая четвертьЗанятие № 33. Итоги весеннего похода, оформление отчета, альбома, краеведческого материала. (Темы 4, 8, 7, 12.)Занятие № 34. Сведения о рельефе. Составление глазомерных набросков плана местности.
(Темы 4, 7.)Занятие № 35. Техника преодоления препятствий: подъемы, спуски, переход по кладке. (Тема 5.)Занятие № 36. Подготовка к походу; маршевая тренировка. Овладение походными навыками.
(Темы 5, 10.)Занятие № 37. Двух — или трехдневный поход. Маршевая подготовка, преодоление препятствий, выбор места и организация бивуака, приготовление пищи. Краеведческая работа.
(Темы 3, 4, 5, 7, 10.)Занятие № 38. Подведение итогов похода. Обработка дневника, краеведческих материалов. Проверка заданий по подготовке к многодневному походу.
Занятие № 39. Подготовка к многодневному походу. Комплектование снаряжения и оборудования.
Ремонт. Закупка продуктов. Медицинский осмотр.
Занятие № 40. Распределение и укладка снаряжения, продуктов. Окончательное оформление документов похода.
Предлагаемый план является ориентировочным. В зависимости от конкретных задач могут быть изменения как в объеме, так и в последовательности занятий.