Познавательное развитие. Обзор

Детям, находившимся на стадии IV представления о предмете, давалась задача стадии V, но не в ее обычной форме, а с двумя совершенно разными чашками, одна из которых была синей, а другая — ярко-красной. После того как дети справились с этой задачей, им была дана задача стадии VI, в которой чашки переставлялись. Они очень быстро решили эту задачу, настолько быстро, что уже одно это должно было бы вызвать подозрения.

Анализ их поведения показал, что они уделяли мало внимания перестановкам чашек и часто вообще смотрели в сторону. После нескольких тренировочных серий детям давалось стандартное тестовое задание, в котором использовались одинаковые белые чашки. Результаты оказались плачевными — дети вели себя даже более беспомощно, чем дети из контрольной группы, у которых вообще не было никакой предварительной тренировки.

По-видимому, дети научились узнавать чашку, под которой исчез предмет, по ее цвету, это позволило им полностью игнорировать перемещения и связанную с ними проблему. Дети из контрольной группы не должны были в тестовой ситуации преодолевать эту неадекватную гипотезу, поэтому они были в большей степени подготовлены для формулировки адекватного ответа на проблему, поставленную задачей перемещения.

Таким образом, конфликт, видимо, может быть введен как слишком рано, так и слишком поздно, до того, как сформулировались две альтернативные стратегии поведения, или же после того, как одна из них укрепилась настолько, что другая не способна ее преодолеть [28].Последние общие замечания, которые я хотел бы сделать о познавательном развитии в младенчестве, состоят в том, что оно по-настоящему прогрессивно. Несмотря на поверхностные возвраты и повторы, познавательное развитие — подобно развитию двигательных навыков и самого научения — прогрессивно в полном смысле этого слова. То, что на первый взгляд кажется повторением предыдущих ошибок, никогда той же самой ошибкой но является.

Каждое продвижение вперед включает и реорганизует то, что ему предшествовало. Эти качества познавательного развития могут быть проиллюстрированы с помощью модифицированного эпигенетического ландшафта, изображенного на рис. 7.24. Мы использовали эту абстрактную модель структуры развития ранее при обсуждении развития моторики. В настоящем контексте она напоминает нам, что развитие гипотез, представлений и правил, точно так же как и развитие двигательных навыков, основано на структурных изменениях в нервной системе, предположительно родственных непосредственно наблюдаемым структурным изменениям и имеющих с ними одни и те же фундаментальные механизмы.

Главной причиной развития движений младенца является взаимодействие внешнего окружения с развивающимися, в том числе и в результате созревания, формами поведения. Главной причиной познавательного развития является необходимость взаимодействия отдельных форм поведения в ходе решения возникающих в окружении ребенка жизненных задач.