Почему люди такие разные?

Как уже упоминалось, Гиппократ в основу своего деления людей по темпераментам положил гипотетическое функциональное преобладание в их теле тех или иных жидкостей (соков). Он выделял четыре основных темперамента. Сангвиники (от лат. «сангвис» — кровь) — это очень подвижные, стремящиеся к смене впечатлений люди, с разнообразной и очень живой мимикой, легко переживающие всяческие неудачи. Холерики (от греч. «холе» — желчь) — люди импульсивные, стремительные в своих поступках, вспыльчивые, подверженные быстрой смене настроения.

Меланхолики (от греч. «мелан» — черная, «холе» — желчь) — сравнительно спокойные, сдержанные, застенчивые, склонные к глубоким переживаниям. Флегматики (от греч. «флегма» — слизь) — медлительные, инертные, малоинициативные, склонные к постоянству своих чувств и настроений.

Вот и оказалось, что сангвиники соответствуют сильному уравновешенному типу высшей нервной деятельности, холерики — сильному неуравновешенному, меланхолики — слабому, флегматики — сильному уравновешенному, инертному.Тут, по-видимому, самое время предостеречь читателя, дабы он не подумал, что среди названных четырех темпераментов одни абсолютно положительные, а другие абсолютно отрицательные.

Нет, у каждого из них есть свои плюсы и свои минусы, правда, в разных пропорциях. Об этом писал немецкий философ И. Кант.Вот, например, слова И. Канта о флегматике: «Флегма как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильны…

Флегма, как сила — это способность приходить в движение хотя и не легко и не быстро, но зато надолго. Тот, у кого в крови добрая доза флегмы, нагревается медленно, но долго хранит тепло».

Следует подчеркнуть, что выделение четырех основных типов темпераментов представлялось ученым настолько интересным, что это нашло свое воплощение и в целом ряде последующих, в том числе и современных, классификаций. Таковой, например, является типология темпераментов американского ученого Г. Айзенка. В основу ее он положил две важнейшие характеристики психической сферы: с одной стороны, степень открытости и общительности (или экстравертности и интровертности), с другой — эмоциональную устойчивость.

Но сначала поясним, что такое экстра — и интровертность. Учение об интровертности и экстравертности было разработано известным швейцарским психологом и психиатром К. Юнгом. В своей книге «Психологические типы» (в нашей стране она вышла в 1924 году) он пишет: «В моей практической врачебной работе с нервнобольными я уже давно заметил, что, помимо многих индивидуальных различий человеческой психики, существует также типическое различие, и прежде всего два резко различных типа, названных мной типом интроверсии и типом экстраверсии».

Если попытаться очень кратко и схематично охарактеризовать экстра — и интровертность, то можно сказать следующее: экстравертная установка — это психологическая направленность человека на внешний, а интровертная — на внутренний мир. Экстравертные субъекты — люди, живущие интересами окружающего их мира, интровертные же все свое внимание направляют на собственную внутреннюю жизнь. А из этого вытекают множественные различия в подходе этих людей и к самым простым и к самым сложным вопросам их бытия и мышления.В качестве иллюстрации К — Юнг приводит следующее высказывание Г. Гейне: «Платон и Аристотель!

Это не только две системы, но и типы двух различных человеческих натур, которые, с незапамятных времен облаченные в разные одеяния, более или менее враждебны одна другой… Натуры мечтательные, мистические, платоновские, из тайников своей души создают христианские идеи и соответствующие им символы.

Натуры практические, приводящие все в порядок, аристотелевские, созидают из этих идей и символов прочную систему, догматику и культ».