Первые страницы
Теперь уже можно было расширить применение нового препарата. К этому же времени его добывание удалось наладить так, что он получался уже не граммами, а целыми килограммами в месяц. Синтомицин передали в детские клиники и больницы.И всюду наблюдалась одна и та же картина: резко падала смертность от дизентерии, весь ход болезни менялся к лучшему, сокращались значительно сроки выздоровления.
Таковым оказалось действие синтомицина.Но это ведь только начало, первый успех в области синтетических антибиотиков.
Надо полагать, что за ним придут вскоре и другие, — в том числе и создание синтезированного пенициллина.Страница пенициллина еще далеко не дописана.
Но уже одновременно пишется вторая страница. Речь идет о грамицидине.Грамицидин тоже антибиотик.
Его извлекли из микроба «бацилюс бревис» — спороносной палочки, живущей в почве, и назвали тиротрицином.Наши советские исследователи Гаузе и Бражникова выделили кристаллическое вещество — грамицидин «С» из найденной ими в огородной почве Подмосковья желтоватой бактерии, очень похожей на спороносную палочку «бацилюс бревис».Грамицидин «С» оказался более свирепым противником гноеродных микробов, чем тиротрицин.
Особенно он губителен для тех микробов, которые поселяются во всякой ране и мешают ее заживлению.Грамицидин «С» содействует скорому рубцеванию мокнущих, долго не заживающих ран. Он иногда успешно и быстро справляется с поражением костей, называемым остеомиолитом.
Это сопровождающееся выделением гноя воспаление тянется так длительно, что порой кажется бесконечным, сопровождается отхождением костных кусочков и хронически отравляет организм. В подобных случаях нередко применение грамицидина — лучший выход из положения.Обожженная ткань — хорошая почва для микробов.
Но тот же грамицидин как бы сметает их бесследно. К грамицидину уже прибегают при плевритах, воспалении суставов, при рожистых процессах. Работа над грамицидином только развертывается.
Еще одна страница в главе антибиотиков рассказывает про аспергиллин.Профессор Красильников, открывший этот антибиотик, получил путем проведения опытов очень интересные данные.Аспергиллин тоже продукт грибка — черноватой плесени.
Уже известно, что, кроме гноеродных микробов, он жестоко расправляется с анаэробами, то есть микробами, размножающимися в среде, лишенной кислорода.Анаэробы вызывают в числе прочих и такие болезни, как столбняк, газовая гангрена.Аспергиллин еще очень молод, и знакомство с ним только начинается.
Но он также возбуждает большие надежды.В ряды биологических средств, благодетельных для человека, вступает еще один антибиотик — ауэромицин, недавно полученный тоже в виде, золотисто-желтого порошка из плесени особого грибка. Он, видимо, будет прекрасным дополнением к пенициллину, так как, судя по экспериментальным данным, он обнаруживает свое эффективное действие там, где пенициллин не дает успеха: при роже, при сыпном и брюшном тифе.Разумеется, дальнейшее изучение ауэромицина, или дуомиципа, как его еще называют, окончательно выяснит правильность этих предположений.
Чрезвычайно ценным средством обещает стать, да уже и стал, новый антибиотик — альбомицин. Он получен советским ученым профессором Г. Ф. Гаузе и группой его сотрудников. Раствор этого белого порошка, впрыскиваемый под кожу, уже на пятый-шестой день останавливает развитие таких болезней, как крупозное воспаление легких, дизентерия, — болезней, протекающих у детей обычно очень тяжело.
Как было установлено в детской клинике Первого Московского медицинского института, в детском отделении Бауманской больницы и других, альбомицин является незаменимым лекарством для самых молодых граждан нашей страны — преимущественно малюток до годовалого возраста.Особо следует остановиться на антибиотиках, получаемых из растений.
Честь открытия антибиотиков этого вида принадлежит советскому ученому, профессору Борису Петровичу Токину. Они переносят нас в особую область — к цветам, злакам, овощам, плодам.