Перемена — неотъемлемая часть урока

Человеческий организм склонен к ритмичной деятельности. На всем протяжении своего существования человек приспосабливался к ритму природы — к чередованию дня и ночи: днем он бодрствует, ночью отдыхает. Вся жизнедеятельность человеческого организма /потребление кислорода, деятельность сердца, температура тела, расход энергии/ достигает наивысшей точки, примерно, к полудню. К вечеру начинается спад, который в течение ночи углубляется и длится вплоть до раннего утра. Новый подъем жизнедеятельности начинается утром.

Поэтому утром работается легче, чем ночью. В наше время при помощи искусственного освещения день можно продлить, но ритм жизнедеятельности остается прежним. Вся природа ночью отдыхает.

Все время беспрерывно работать или учиться невозможно. В перерывах надо отдыхать.Не существует животных, людей или отдельных органов, способных работать до бесконечности.

Говорят, что человеческое сердце неутомимо. Действительно, сердце начинает работать еще до появления человека на свет и неустанно стучит лет 80 или 90, а то и все 100 или того больше.

В течение всей жизни сердце ни на мгновение не прекращает своей работы. Еще никому не удавалось изобрести такого надежного двигателя, который мог бы проработать безостановочно и без ремонта почти сто лет. Такое изобретение, как человеческое сердце, оказалось под силу только природе.

Работы у сердца много. Оно качает кровь в кровеносно-сосудистую систему, которая разносит из желудка, кишечника и печени по клеткам пищу и доставляет им из легких кислород.

Работа сердца обеспечивает жизнедеятельность всего организма. Сердце сокращается и расслабляется в минуту 60 — 80 раз. Толчки, вызванные этими сокращениями, ощущаются в левой половине грудной клетки в пятом межреберном промежутке /за первое ребро считай ключицу/. Пульс, ощущаемый на запястьях и в других местах, также вызван сокращениями сердца — резкое возрастание кровяного давления с последующим его спадом вызывают колебания стенок вен.Вся обращающаяся по организму кровь /приблизительно, 3 литра/ проходит через сердце за 25 секунд.

В год сердце перекачивает по венам 4 — 5 миллионов литров крови.Как же сердце, маленький мышечный орган, может неустанно работать? Видимость неутомимости сердца создается потому, что оно работает и отдыхает ритмично.

Если сердце делает 75 ударов в минуту, то для однократного наполнения и сокращения ему требуется 0,8 секунды /60 секунд делим на 75 ударов сердца/. На самом же деле сердце расходует на это 0,4 секунды.

Вот и выходит, что остальные 0,4 секунды оно отдыхает. Сердце не устает, потому что его работа организована ритмично.

Ритмичность, т. е. постоянное чередование труда и отдыха, благоприятно сказывается на деятельности почти всех органов. Если долгое время стоять, устаешь больше, чем от ходьбы.

Во время стояния напряжены одновременно все мышцы, при ходьбе же напряжение мышц чередуется — одни сокращаются, другие расслабляются.Строго определенное время принятия пищи позволяет органам пищеварения заранее подготовиться к приему пищи и ее переработке.

Станешь питаться как попало, и твой организм будет усваивать пищу хуже.Если ежедневно ложиться спать в определенные часы, то сон наступает быстро. Если же это время пропустить, то сон так быстро уже не наступит, так как готовность организма ко сну уже прошла.

Так же обстоит дело и с учебой. Чтобы занятия проходили плодотворно, организм должен быть к ним подготовлен. Для этого надо заниматься в определенные часы. Поэтому уроки в школах и начинаются на протяжении всего учебного года в одно и то же время.

Занятия в школах проходят строго ритмично. Уроки чередуются с переменами точно так же, как периоды работы сердца чередуются с периодами отдыха.

Урок длится сорок пять минут. То, что этого времени вполне достаточно, проверено на многолетнем опыте; это же подтверждают научные исследования.

По прошествии 45 минут непрерывной работы трудоспособность резко падает и продолжать урок становится бессмысленным: все равно ничего не усвоится, так как началось ослабление внимания.Возникшее за урок утомление можно снять 10 — 30-минут-ной передышкой. Перемена в школе так же важна, как и урок. Цель ее — восстановить трудоспособность.

В идеале за трудным уроком, например, математикой, должна следовать более продолжительная перемена, чем за легким, как за физкультурой. Но в действительности же это сделать трудно, так как в разных классах перемены приходились бы на разное время, и школьный звонок утратил бы свой смысл.

Перемена имеет еще и другое важное назначение. Дело в том, что спустя некоторое время после урока твой мозг занят еще тем, о чем говорилось на уроке.

Происходит как бы упорядочение и распределение услышанного и увиденного на уроке по кладовым памяти, чтобы впоследствии было бы проще извлечь оттуда необходимые сведения. Сам ты этого не замечаешь и не думаешь об этом. Если же за одним уроком сразу последует другой, то усвоенное сохранится в памяти гораздо хуже.