Патогенез и патологическая анатомия отравлений ядами змей
Роль гемолизина и фосфолипазы А в патогенезе интоксикации ядами гадюк, гремучих змей (Vriese. а., 1961) и индийской кобры (Condrea е. а., 1971) не подтвердилась. Об отсутствии связи между гемолизирующей фракцией, лецитиназой и основным токсическим компонентом свидетельствуют данные Carey и Wright (1962). Характерно, что свинки гибнут только при введении 7—7,5 мг кристаллического гемолизина, тогда как летальная доза яда Haem. haemachatus 0,2—0,4 мг. Однако, по мнению Д. Н. Сахибова с соавт. (1972), токсическим свойством обладает прямой гемолитический фактор яда N. oxiana echis.
Ссылаясь на сообщение Slotta и Vick (1969), идентифицирующих прямой гемолитический фактор яда индийской кобры с кардиотоксином, токсическое действие которого усиливалось при совместном его введении с фосфолипазой А, Д. Н. Сахибов с соавт. объясняют этот эффект синергизмом гемолитического и токсического действия ядов. Токсический эффект обусловлен, по-видимому, неоднородностью выделенного прямого гемолитического фактора, в данном случае он связан с кардиотоксическим компонентом. И, наконец, отметим, что из 6 фракций яда N. nigricollis III вызвала гемолитический эффект, превратив лецитин в лизолецитин, а при повторном фракционировании из нее были выделены белковые вещества, обладающие токсическим свойством, и т. д.Следовательно, несмотря на получение кристаллического гемолизина, выделение из нейротоксина прямого гемолизина и отделение от него фосфолипазы, а также изучение действия прямого и непрямого гемолизина (Neumann е. а., 1953, и др.), механизм гемолитического действия ядов окончательно не выяснен.
Поэтому Д. Н. Сахибов и соавт. (1972) справедливо подчеркивают необходимость изучения химического строения гемолизинов и исследования сходных по действию компонентов из разных источников. Сравнение структуры ядов, выяснение их активных центров и других свойств позволят четко интерпретировать механизм гемолитического процесса.
Змеиные яды по-разному действуют на свертывающую систему крови. Kornalik и Pudlak (1962) при изучении ядов 15 основных видов змей из семейств Viperidae, Crotalidae и Elapidae в одних ядах установили тромбопластиновый компонент, соответствующий неполному тромбопластину, в других — активное превращение протромбина в тромбин или фибриногена в фибрин, не наблюдая зависимости между характером и выраженностью ферментных свойств ядов и их действием in vitro на коагуляцию плазмы и т. д. Яды гадюковых змей оказывают двухфазное действие: сначала выраженное коагулирующее, затем антикоагулирующее (Ю. Б. Исхаки, 1956; 3. С. Баркаган, И. Файзулов, 1956; М. Н. Султанов, 1958, 1963; Klobusitzky, 1961, и др.); яды элапид — антикоагулирующее, затем антитромбопластиновое (Л. Ш. Мительман, 1966; Habermann, Molbert, 1954; Vries е. а., 1961, и др.); яды гремучих змей занимают промежуточное положение (Kornalik, 1962): яды одних змей оказывают коагулирующее, а других — антикоагулирующее действие, обладая фибринолитической активностью (Yimenez-Porras, 1961). Яды некоторых змей Австралии и Папуа (Acanthophis antracticus Schw., Pseudoechis papuanus, Doria), обладая нейротоксическим свойством, вызывают внутрисосудистое свертывание крови и вторичную афибриногенемию, следствием которой является длительная кровоточивость (Campbel, 1967). Антикоагулирующее действие ядов кобр (N. melanoleuca, N. nigricollis, Ophiophagus hannah) MacKay и соавт. (1969) объясняют нарушением свертывания крови, времени рекальцификации оксалатной плазмы, снижением потребления протромбина, нарушением внутреннего механизма образования тромбопластина в тестах гепаринизации его тромбина и внешнего механизма свертывания в протромбиновом тесте.
Между тем из 6 фракций яда N. nigricollis фракция III вызывала антикоагулирующий, а I — свертывающий эффект, покрывая дефицит V, VII, VIII, IX и X факторов и не действуя при дефиците протромбина, который в нормальных условиях она активирует. В небольших дозах яд не влияет на удлинение рекальцификации оксалатной и нитратной плазмы человека, а в больших, уменьшая время рекальцификации, вызывает коагулирующий эффект.