От каждого по способностям

Урок истории. Отвечает девочка. Отвечает плохо, но учительница удовлетворенно кивает головой: «Молодец, Анне!» — и снова смотрит в классный журнал: «Марика Тамм!» Напряжение в классе падает.

Ответ не лучше и не хуже предыдущего. Почему же учительница недовольно морщит лоб? «Можно ли к ним относиться одинаково, — поясняет учительница после урока.

— Я знаю, сколько пришлось потрудиться Анне, чтобы все выучить. Марика же просто поразила меня: тянет, ждет наводящих вопросов.

И это при ее-то способностях! Она, наверное, и книги дома не открывала. На прошлом уроке слышала краем уха и теперь пытается на этом выехать».

От каждого по способностям… Этот принцип соблюдается в социалистическом и будет соблюдаться в коммунистическом обществе.

В то же время он означает, что одинаковых результатов в учебе и в работе от всех людей ожидать не приходится: способности у людей далеко не одинаковы.Способным можно назвать человека, у которого есть все предпосылки, чтобы добиться успеха в какой-либо определенной области: хорошая память, внимание, аналитизм мышления, сообразительность. Эти и другие качества благоприятствуют деятельности человека на многих поприщах — это общая одаренность.

Кроме этого, есть и особые дарования, которые благоприятствуют деятельности в каких-либо отдельных областях, как, например, в музыке, живописи, математике и других. Более высокая ступень одаренности — талант.

Высшая ступень одаренности — гениальность — находит свое выражение в выдающихся достижениях. Необычайно одаренные люди встречаются во многих областях.Часто способности проявляются уже в молодости.

Отец кибернетики Норберт Винер в детстве накопил столько знаний, что в 9 лет пошел не в первый класс, а фазу в девятый. В 12 лет он уже стал студентом, в 14 лет получил степень бакалавра и в 18 лет — степень доктора.Советский математик Сергей Мергельян в 19 лет закончил университет, в 24 года за научные труды был удостоен Государственной премии СССР, в 28 лет стал академиком.

Особые дарования нередко очень рано проявляются у музыкантов. Так, австрийский композитор Вольфганг-Амадей Моцарт в 3 года уже играл на клавесине, в 4 года импровизировал на нескольких музыкальных инструментах и в 12 лет за несколько недель написал оперу.

Или возьмем, например, чрезвычайный случай проявления общей одаренности. В 1960 году в Сеуле в одной интеллигентной семье родился сын по имени Ким Унг Джонг.

В три месяца ребенок уже говорил «мама — папа», в пять месяцев ходил, в семь месяцев — читал, писал и играл в шахматы. В три годика он владел помимо корейского языка еще китайским, немецким и английским и написал сборник стихов «Спроси у звезд»!

Нередко бывает и так, что гений в какой-то одной области в других областях остается неприметным. Альберту Эйнштейну, крупнейшему физику нашего века, его учительница латинского языка как-то сказала: «Эйнштейн, из вас никогда ничего путного не выйдет!»Иногда в школьные годы и не проявляется одаренность человека.

Знаменитый американец Томас Альва Эдисон вовсе не желал учиться. В 12 лет он работал газетчиком. Позже занялся самообразованием.

И это Эдисон, человек, который по праву считается королем изобретателей — за свою жизнь он сделал 1 100 изобретений и открытий, был членом многих академий, в том числе и Академии наук СССР.Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин, доказавший, что животный и растительный мир не был создан в готовом и неизменном виде, а возник путем долгого и постепенного развития, в своей автобиографии писал: «Судя по рассказам, учение давалось мне труднее, чем моей младшей сестре Катрин, и вообще я был далеко не примерным учеником… За всю свою жизнь я не сумел как следует выучить ни одного языка.

Доктор Батлер обращал особое внимание на стихосложение, но с этим я никогда не справлялся. К счастью, у меня было много друзей и с их помощью я собрал солидную коллекцию разных стихов; вырезая из них отдельные части, я мог составить поэму на любую тему. Большое внимание уделялось зазубриванию классных заданий. С этим я легко справлялся: сорок-пятьдесят строк Виргилия или Гомера я заучивал во время утренней службы в церкви, но это было совершенно бессмысленно, так как ровно через 48 часов я забывал все до последней строчки.

Я думаю, что как учителя, так и отец считали меня в умственном отношении совершенно заурядным, быть может, даже отсталым юношей. Помню, как однажды слова отца меня обидели: «Ты не думаешь ни о чем, кроме охоты, собак и ловли крыс, ты позоришь себя и всю нашу семью».

Он не позорил. Наоборот. Его научные взгляды давно изучаются в каждой школе.

Познакомишься с дарвинизмом и ты.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10