Основные причины женского бесплодия
При наличии патологии исключительно в области гипофиза методом выбора является лечение бромэргокриптином (парлоделом) независимо от характера поражения гипофиза. Бромэргокриптин подавляет функцию лактотрофов в одинаковой степени при функциональной гиперпролактенемии и при аденомах. Различие состоит лишь в скорости проявления терапевтического эффекта и дозах препарата.При стандартной дозе препарата (5 мг в сутки) обычно через 2 недели уровень пролактина в плазме значительно падает (в зависимости от исходного уровня гормона, что в свою очередь определяется степенью поражения гипофиза).
Терапевтический эффект стимулирования функции яичников проявляется через 1—6 месяцев лечения.При самых ранних признаках наступления беременности лечение необходимо прекратить, чтобы исключить влияние препарата на плод. При больших размерах аденомы гипофиза терапия периодически может быть применена в качестве предоперационной подготовки для уменьшения размеров опухоли и облегчения техники операции. В последнее время большинство авторов склоняются к тому мнению, что лечение парлоделом даже при значительных размерах опухоли гипофиза является методом выбора по сравнению с хирургическим лечением или воздействием иррадиации.
Предупреждение гиперпролактиновых состояний у женщин, особенно из семей, где отмечены частые случаи рака молочной железы,— довольно сложная медико-социальная задача. Поскольку основной причиной заболевания является эмоциональное напряжение, особенно опасное во время беременности, родов и послеродового периода, следует проводить профилактику стрессовых ситуаций.
Особое место среди других эндокринных причин бесплодия занимают поликистозные яичники, или синдром Штейна — Левенталя. В основе этой патологии лежит нарушение биосинтеза стероидов в яичнике в сторону усиленной продукции андрогенов, резкого уменьшения или полного отсутствия секреции прогестерона и снижения секреции эстрогенов.
Эстроген-андрогенный дисбаланс гложет быть выражен в разной степени, вот почему варьирует и клиническая картина. Классическая триада, описанная в середине 30-х годов, предполагала наличие аменореи, ожирения, гирсутизма (роста волос по мужскому типу). Однако уже тогда исследователи отмечали, что невозможно провести параллели между строением яичниковой ткани у страдающих данным недугом пациенток и клиническими проявлениями заболевания.
Разные клинические симптомы и пестрая патоморфологическая структура поликистозных яичников обусловлены различными нарушениями биосинтеза стероидов и разной степенью выраженности этих нарушений. Диагноз поликистозных яичников основывается на клинических признаках гиперандрогении, которые проявляются разной степенью гирсутизма, нарушением менструальной функции, изменениями в органах-мишенях, отражающих эстроген-андрогенный дисбаланс, и показателях содержания гормонов в плазме и моче.В диагностике поликистозных яичников важную роль играют лапароскопическое исследование с биопсией яичников и ультразвуковое исследование. Поскольку поликистозные яичники у 1/3 больных сочетаются с умеренно повышенным уровнем пролактина, необходимо определение этого гормона у всех пациенток с гироутизмом и бесплодием.
Лечение бесплодия у больных с поликистозными яичниками обычно начинается с кломифеновой пробы. Назначение кломифена лучше проводить после попытки терапии эстроген-гестогенными препаратами по типу ребаунд-эффекта. Стимуляция кломифеном должна быть очень осторожной ввиду высокой чувствительности поликистозных яичников к гонадотропинам и опасности возникновения гиперстимуляции.
Необходимо индивидуально подбирать дозу в каждом цикле лечения.Предупреждение бесплодия у больных с поликистозными яичниками в настоящее время конкретно не разработано, так как еще не выяснены причины энзимной патологии в яичниках.