Организация диспансеризации детей у стоматолога

Такой организационной формой является диспансеризация всех детей у стоматолога.Диспансеризация является ведущим методом деятельности медицинских работников, включающим лечебно-профилактические и санитарно-оздоровительные мероприятия с целью сохранения здоровья детей.Диспансеризация всего детского населения у стоматолога признана сыграть роль такой организационной формы, которая позволила бы с самого рождения ребенка наблюдать за развитием органов челюстно-лицевой области, формированием основных функций зубочелюстной системы, регулировать ее рост и развитие, устранять факторы, способствующие возникновению патологии, предупреждать развитие заболеваний полости рта, диагностировать ранние признаки болезней, лечить их, предупреждать развитие осложненных форм и т. д.Изменяя содержание и сроки диспансерного наблюдения, необходимо наблюдать за ребенком весь период детства, создавая условия развития и формирования здоровых органов полости рта.Для осуществления диспансерного метода в практике стоматологического учреждения (отделение, кабинет, поликлиника и др.) необходимо следующее:— перевести стоматологическую службу учреждения на участковый принцип обслуживания детей;— создать в учреждении высококвалифицированную сеть специализированной стоматологической помощи (ортодонтия, физиотерапия, хирургия, пародонтология, рентгенология и др.) или установить связь с другими стоматологическими учреждениями, со специализированной службой;— организовать работу участкового стоматолога по индивидуальному графику, предусматривающему 100% охват детей участка и санацию полости рта в соответствии с кратностью диспансерного наблюдения (один, два и три раза в год);— вести учет диспансерной работы по показателям состояния полости рта у детей: при полном охвате диспансеризацией, свести до минимума потерю постоянных зубов и количество осложненных форм кариеса.

Залогом успешной реализации диспансерного метода является рациональная организация базового детского стоматологического учреждения, способного сосредоточить под своим руководством лечебно-профилактические участки и все виды специализированной службы. По нашему мнению, таким учреждением должна быть районная, межрайонная, городская, областная, краевая или республиканская детская стоматологическая поликлиника, обслуживающая 90 000—150 000 детского населения. Такие поликлиники, несмотря, на первый взгляд, на большой территориальный размах, способны решить главные задачи детской стоматологической службы: приближение стоматологической помощи к детям благодаря созданию дошкольно-школьных стоматологических участков и обеспечение детей в базовом учреждении максимально всеми видами специализированной стоматологической помощи.

Опыт межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Москвы (главный врач Г. А. Блехер) и детской стоматологической поликлиники № 28 Киевского района Москвы (главный врач 3. М. Акодис) свидетельствует о целесообразности организовывать работу в детской стоматологии по участково-территориальному принципу.Согласно этому принципу, основной лечебно-профилактической ячейкой службы остается дошкольно-школьный стоматологический участок, возглавляемый стоматологом-педиатром.

Двенадцать дошкольно-школьных участков объединяются в отделение лечебно-профилактической помощи. В поликлинике детей этого отделения (по показаниям: острая боль, выпала пломба, необходимость использования средств и методов лечения, имеющихся только в поликлинике, и т. д.), а также детей, не посещающих школу и детские учреждения (неорганизованные), но проживающих на территории дошкольно-школьных участков, обслуживают два врача (утренний и вечерний прием), прикрепленных к этому отделению (лечебно-территориальный участок).