Критерии определения потери слуха

Воздержание от диагноза профессионального заболевания диктуется, надо полагать, тем, что, по принятому в ряде стран положению, такие заболевания должны регистрироваться, а это создает известные формальные трудности. Об этом говорит такой факт: в ФРГ ежегодно регистрируют лишь 50 случаев профессиональной тугоухости. Отражением неудовлетворенности создавшимся положением является предложение ввести компромиссный термин «подозрение на профессиональную тугоухость». Такой термин имеется в законодательстве ФРГ. Под ним имеют в виду связанное с производственным шумом ухудшение слуха на шепотную речь, когда она воспринимается на одно или оба уха на расстоянии менее 6 м. При таком состояний слуха профессиональная пригодность или способность, по имеющимся стандартам, снижена по меньшей мере на 10%, что по таблице Boenninghaus (1962) и Roser (1958) соответствует потере слуха на 31%.Против предложенного критерия определения потери слуховой функции можно высказать следующее возражение.

Исследование шепотной речью не является достаточно точным методом, особенно при небольших степенях понижения слуха. И естественно стремление заменить его тональной аудиометрией, данные которой поддаются, как правило, уточнению. В США, по предложению Подкомитета центра исследования шума (Noise research center), критерием потери слуха считают понижение в децибелах восприятия тонов речевой области — 500, 1000 и 2000 Гц. Понижение восприятия на каждый децибел, начиная с 15 дБ, рассматривается как 1,5% понижения социальной адекватности.

Watson и Tolan (1949) составили таблицу, показывающую соотношения между степенью понижения восприятия отдельных топов речевой частоты и процентом ухудшения разборчивого восприятия речи. Тональная аудиограмма проходит через четыре числа, указывающих потерю речевого слуха в процентах; сумма этих четырех данных составляет процент потери слуха для речи на данное ухо. Для вычисления процента потери речевого слуха при поражении обоих ушей выводят процент потери для каждого уха в отдельности. Полученную величину для лучше слышащего уха умножают на 7, к этому прибавляют процент потери на худшее ухо и полученную сумму делят на 8 *.Разработаны более простые формулы для определения по данным тональной аудиометрии состояния слуха на шепотную и разговорную речь. Эти формулы могут найти применение при выраженной форме профессиональной тугоухости, когда процесс принял уже диффузный характер.

Как правило же, процесс может долго быть ограниченным и сказываться только в понижении восприятия 3000, 4000 и 6000 Гц, а это понижение не учитывается в большинстве формул, за исключением французской — для шепотной речи. Между тем понижение восприятия этих тонов нередко доходит до 50—60 дБ без понижения восприятия 2000 Гц. Другой слабой стороной предложенных формул является отсутствие в них данных о 3000 Гц, а именно на этот тон очень часто имеется понижение одновременно с понижением на 4000 Гц; кроме того, понижение на 3000 Гц ухудшает восприятие шепотной речи и отчасти — разговорной. По нашим данным, сравнительно часто понижение восприятия 3000 и 4000 Гц достигает 50—60 дБ, а восприятие 2000 Гц сохраняется в норме или понижено на 5—10 дБ.Потеря слуха на указанные частоты в децибелах определяет с известным приближением и расстояние, на которое воспринимается шепотная и разговорная речь.По данным Fletcher, при понижении восприятия речевых частот на 25 дБ шепот воспринимается на расстоянии 0,5 м и падает разборчивость восприятия разговорной речи на собраниях, в театре и т. д.; при понижении восприятия тонов на 45 дБ разговорная речь слышна на расстоянии около 2 м, а шепот — только у ушной раковины; при понижении на 65 дБ разговорная речь — у ушной раковины; при потере слуха на 85 дБ слышна лишь громкая речь у самого уха. Согласно исследованиям Steiberg, при понижении восприятия речевых частот на 45 дБ затруднено или вообще невозможно понимание обычной речи на расстоянии 1 м. * Подробно см. В. Ф. Ундриц, Я. С. Темкин и Л. В. Нейман. Руководство по клинической аудиологии. М., 1962,

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10