Колебания погоды в отдельные годы
Юг европейской территории СССР. Это наиболее ценная в рекреационном отношении часть Советской России, включающая юг Украины, Северный Кавказ, Крым, Черноморское и Каспийское (западное) побережья. В этих районах летние виды рекреационной деятельности возможны во все месяцы года (см. рис. 9), поскольку комфортные и субкомфортные погоды встречаются здесь и в зимнее время. Южным приморским территориям свойственна минимальная в нашей стране, продолжительность дискомфортного периода (5 и меньше месяцев), а также максимальное количество комфортных и субкомфортных дней. При избытке летнего тепла и характерной для побережий наших южных морей благоприятной осенней погоде («бархатный сезон») максимум числа комфортных дней часто приходится не на «вершину» лета (июль), а на август, сентябрь и даже на октябрь.Если сравнивать условия погоды весны и осени, одинаково удаленные по времени от центрального месяца лета, то на этих побережьях отчетливо прослеживается более благоприятный для летней рекреации характер осенних погод по сравнению с весенними.
Например, мартовские погоды чаще всего бывают заметно хуже ноябрьских, апрельские — хуже октябрьских и т. д.Наибольшее количество прохладных субкомфортных дней на юге европейской территории Советского Союза встречается в весенний и осенний сезоны, когда общий фон температуры воздуха снижен. Жаркий субкомфорт, естественно, приурочен к самому теплому периоду года и встречается с мая по октябрь.
Самое большое количество дискомфортных дней приходится на январь и февраль. Некоторое количество их встречается на всем протяжении года, однако их число гораздо меньше, чем в северной и средней полосе.На юге период, в течение которого благоприятные для летних видов отдыха и туризма погоды составляют 15 или больше дней месяца, длится в общем от 180 до 195 дней (см. рис. 11 и 12). В северной и средней полосе такой период или вовсе отсутствовал, или продолжался в отдельные годы от 30 до 120 дней.В 1962 г. на западном побережье Каспия и на Черноморском побережье Кавказа его продолжительность превысила 300. Но данным 1964 г., наибольшим этот период был на Черноморье и равнялся 200—270 дням. Там даже значительная часть зимы была пригодна для летней рекреационной деятельности.
В южной полосе повторяемость дней с комфортной и субкомфортной погодой обычно уменьшается в летние месяцы по сравнению с осенними и весенними. Особенно резко эта тенденция выражена в 1962 г. Анализ причин, вызывающих повышение дискомфортности погодных условий в летний период 1962 г., приводит к выводу, что они в разных частях юга европейской территории СССР неодинаковы.
В Молдавии, на Северном Кавказе и в черноморских субтропиках дискомфортность погод летом 1962 г. была вызвана дождливой или жаркой погодой. На западном берегу Каспия, включая низовья Волги, дискомфортная погода была обусловлена в основном высокими температурами воздуха, способствующими перегреву организма человека. 11а северо-западе Кавказского побережья, в районе города Новороссийска, а также дальше к югу, включая Кабардинку и Геленджик, благоприятные для летней рекреации условия часто нарушались шквалистыми и очень сильными северо-восточными ветрами — борой (норд-остом).
В районах Одессы и Кировограда продолжительность комфортного периода в 1962 г. была почти такой же, как и в 1964 г. В некоторых частях Черноморья в оба рассматриваемых года количество комфортных дней почти или полностью совпадало. В 1962 и 1964 гг. на всем Черноморском побережье от Одессы до Батуми разница в продолжительности благоприятного для летнего отдыха и туризма периода колебалась от +17 до —20 дней, что при общей его продолжительности здесь 150—200 дней составляет 10—13%. Заметим, что аналогичная разница в Прибалтике и Центре была, во-первых, везде одного знака (в пользу 1964 г. перед 1962 г.) и достигала кое-где 40—60% от продолжительности благоприятного периода. Несмотря на сравнительно малые колебания продолжительности комфортного и субкомфортного периодов между сравниваемыми 1962 и 1964 гг., на юге отдельные месяцы этих лет не имеют одинаковой рекреационной оценки, например август в черноморских субтропиках, по данным Сухуми и Батуми, был настолько жарким в 1962 г., что не оказалось ни одного дня с комфортной погодой.
В этом году в большинстве дней погоды относились к жаркому субкомфорту. Мало комфортных и много жарких субкомфортных дней было и в Крыму. Август 1964 г. более благоприятствовал отдыху и туризму.
А особенно хорошие в этом отношении погоды стояли в октябре 1964 г., в котором комфортные погоды во многих местах Черноморского побережья держались большую часть месяца, в то время как в 1962 г. в это же время их было значительно меньше.Условия погоды теплого периода в средней полосе менее благоприятствовали летним видам рекреации в 1962 г. по сравнению с 1964 г. На юге же европейской территории Союза — на Украине, Черноморском и Каспийском побережьях — значительной разницы в условиях погоды этих лет не наблюдалось. Видимо, циркуляционные условия выбранных для сравнения периодов на юге отличались меньшей изменчивостью, чем это было в средней и северной частях страны.
Просмотр значений отклонений средних месячных величин температур воздуха и количества осадков за указанные годы на юге территории показал, что в 1962 и 1964 гг. эти отклонения отличались знакопеременностью, в то время как в Центре и Прибалтике они сохраняли однотипность. На юге в весенний, летний и осенний сезоны одни месяцы были теплее и суше в 1962 г., другие — в 1964 г. Этот разнобой привел к тому, что в южных районах разница в продолжительности комфортного и благоприятного периодов между выбранными для сравнения годами оказалась не такой значительной, как в более северных частях, т. е. в средней полосе — в Прибалтике и в Центре.