Коэффициент умственного развития (IQ)

Коэффициент умственного развития (I. Q.— по первым буквам англ. intelligence quotient) представляет собой отношение умственного возраста к хронологическому возрасту. Умственный возраст в свою очередь определяется на основании проведения стандартизованных психологических испытаний — тестов. Так, например, если ребенок, которому 8 лет, может решить все задачи теста Стэнфорд-Бине для 8-летнего возраста и еще 4 задачи (из 5) для 9-летнего возраста, то его умственный возраст равен 8,8 года, а коэффициент умственного развития — 110% . Психометрическая оценка умственного развития основывается, таким образом, на определении отношения условных показателей индивидуальных способностей и средних способностей представителей соответствующей возрастной группы. Трудности стандартизации тестовых испытаний, отсутствие четких представлений о лежащих в основе решения отдельных задач психологических процессах делают тесты умственного развития весьма неточным инструментом диагностики и исследования.

Бесконтрольная практика широкого использования тестов умственной одаренности для целей отбора была осуждена в СССР постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 года. Подробная критика утверждений о генетической обусловленности различий I. Q. содержится в ряде последних работ советских и прогрессивных зарубежных ученых (см.: Кеймин, 1974; Равич-Щербо, 1978).