Интрадермореакция

При интрадермореакции выявляется наличие гиперчувствительности организма к определенному раздражителю. Специфическая гиперчувствительность бывает двух типов — немедленная и замедленная. Циркулирующие в крови антитела нейтрализуют поступающие антигены.

Характерной чертой соединения антитело — антиген является немедленность и специфичность этой реакции. Последнее проявляется и в организме.

Одними из первых, описавших гиперчувствительность организма при введении различных веществ, были Г. П. Сахаров и Т. Смит (цит. но Р. В. Петрову, 1968).Внутрикожное введение аллергена вызывает быструю ответную реакцию гиперчувствительности немедленного типа. Введение других аллергенов — антигенов не приводит к острой гиперемии, отеку и т. д. Подобная реакция обусловлена связью антигена с антителом, она проявляется быстро и достигает максимума через 15—30 минут. Отек серозного характера исчезает через несколько часов.Существует и другая ответная реакция повышенной чувствительности на введение антигена — гиперчувствительность замедленного типа. Подобная ответная реакция не зависит от наличия в крови антител.

Интрадермореакция при этом проявляется не ранее 6—8 часов с момента инъекции антигена. Наконец, при гиперчувствительности замедленного типа развивается инфильтрация, сохраняющаяся длительное время (до 8 часов) и состоящая в своей основе из лимфоцитов и моноцитов.

Как и всякие иммунологические реакции, описанная выше отличается высокой степенью специфичности.Главным механизмом гиперчувствительности замедленного типа (Р. В. Петров, 1968) являются сенсибилизированные лимфоидные клетки. Способ связи этих клеток с антигеном точно неизвестен, однако ясно, что взаимодействие не зависит от антител.

Происходит своеобразное изменение лимфоидных клеток, приводящих к тому, что они становятся способными специфически взаимодействовать с вызвавшим эту сенсибилизацию антигеном. При подобного рода взаимодействии лимфоидные клетки погибают, а выделившиеся при этом ферменты разрушают антиген.При интрадермореакции, проводимой нами у пациентов (228 мужчин и такого же числа женщин), максимум эффекта отмечался через 24 часа. Положительная реакция отмечена у 55женщин (24,1%), причем у 33 (45%) из них резко положительная, отрицательная — у 139 (61%) и сомнительная — у 34 (14,9%)- У мужчин внутрикожная проба была положительной в 13 наблюдениях (5,7%), причем в 8 из них резко положительной; отрицательной— в 157 (68,9%) и сомнительной — в 58 (25,4%).Большой процент сомнительных результатов объясняется тем, что часто трудно бывает решить вопрос о диаметре розеолы, когда она не имеет округлой формы.

По нашим данным, реакция проявлялась не ранее 6—8 часов с момента введения антигена.На основании сказанного выше можно думать, что в случаях бесплодного брака (относительное бесплодие) возникают сложные процессы сенсибилизации, приводящие, по-видимому, наряду с наличием специфических антител (нет основания отрицать это) к появлению сенсибилизированных клеток лимфоидного типа (лимфоциты, моноциты).

В то же время присутствие антител при наличии относительного бесплодия не следует, по-видимому, переоценивать с этиологической точки зрения. Они могут быть лишь своеобразным индикатором (Franklin, Dukes, 1964). Он сигнализирует, что в организме протекает ряд процессов иммунного характера, которые не являются специфически ответственными за наличие стерильности. Возможно, что различные антигены спермиев вызывают и соответствующие ответные иммунологические реакции.

При использовании интрадермореакции Papasov и Entshew (1963) при обследовании группы пациентов с относительным бесплодием установили наличие положительной реакции у-27,7% женщин. Отдельные авторы подобного рода патологические изменения обнаруживали в 20% наблюдений и значительно чаще. По данным Bocci и Natarbobertolo (1956), из 25 женщин, находящихся в браке с относительным бесплодием, у 5 лишь интрадермореакция давала положительную реакцию при отрицательных остальных пробах (микроагглютинация, реакция Курцрока—Миллера).

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10