Физиологические основы утомления
На основе полученных фактов Н. Е. Введенский создал блестящее учение о функциональной (физиологической) подвижности, «лабильности», как он выражался, тканей. Под функциональной подвижностью он понимал «то наибольшее число электрических осцилляций (импульсов), которое данный физиологический аппарат может воспроизвести в 1 сек., оставаясь в точном соответствии с ритмом максимальных раздражений», * или, иначе говоря, способность живой ткани воспроизводить наибольший ритм падающих на нее раздражений. Чем более функционально подвижна ткань, тем больший ритм падающих на нее импульсов возбуждения она способна воспроизводить с точно такой же частотой. Так, оказалось, что нерв может воспроизводить до 500 раздражений в 1 сек., мышца же при непосредственно падающем на нее раздражении — только до 200. Если же мы будем раздражать мышцу через нерв, то даже 100—150 раздражений в 1 сек. воспроизводятся с большим трудом.
На пути нерва к мышце лежат тонкие нервные разветвления (мионевральный аппарат), которые обладают наименьшей способностью воспроизводить ритм возбуждений, а стало быть и наименьшей функциональной подвижностью. Отсюда следует, что нервный проводник, о неутомляемости которого мы уже знаем, наиболее функционально подвижен.
Мышцы менее функционально подвижны, чем нервы, ибо в них совершаются многочисленные обменные процессы, требующие для своего осуществления большего времени, чем физиологические процессы в нерве. Мельчайшие нервные разветвления (мионевральный аппарат), служа своеобразным «предохранителем», который оберегает все сложные процессы, совершающиеся в мышце, обладают еще меньшей функциональной подвижностью, нежели мышца.
Нервные окончания затормаживают ритм чрезмерно сильных и частых возбуждений, и мышца не сокращается. Этот процесс, происходящий в нервных окончаниях, известен в физиологической науке под названием. «торможения Введенского».
Это торможение и возникает в нервных окончаниях в силу их низкой физиологической подвижности.Функциональная подвижность нервных окончаний весьма мала. Однако в рефлекторных дугах имеются физиологические образования с еще меньшей функциональной подвижностью. Это самые важные образования нервной системы — ее центры, состоящие из множества нервных клеток.
Их функциональная подвижность чрезвычайно мала (меньше, чем у нервных окончаний). Функциональная подвижность отдельных физиологических образований (мышца, нерв, нервная клетка) не есть строго постоянная величина, она в определенных границах динамична.
Она может не только снижаться и затягиваться, но и повышаться под влиянием работы.Это весьма ценное представление об усвоении ритма было выдвинуто и развито учеником Н. Е. Введенского акад. А. А. Ухтомским.Учитывая охранительную функцию, выполняемую мионевральным аппаратом по отношению к мышцам, нетрудно будет представить себе и ту роль, которую играют нервные клетки мозга, регулирующие и охраняющие деятельность всего организма в целом.
Н. Е. Введенский в какой-то мере сближал нервные окончания с нервными клетками по способности к проведению импульсов возбуждения. По этому вопросу А. А. Ухтомский приводил следующее замечание Н. Е. Введенского: «Да чем же нервное окончание (мионевральный аппарат.
— С. Р.) хуже центра», и далее добавлял: «Несомненно, что процессы в нервных окончаниях приоткрывают нам завесу над тем, что делается в нервных центрах».Что же в действительности «делается» в нервных центрах при утомлении?Мы проводим аналогию между нервными окончаниями и нервными центрами, состоящими из множества клеток, не случайно.
Этой аналогией мы стремимся подчеркнуть, что наряду с очевидными различиями, существующими между относительно простыми по строению нервными окончаниями и такими сложными образованиями, какими являются нервные центры, имеются и черты сходства. Так, нервные окончания и нервные клетки выполняют в нашем организме, помимо многих других важных функций, еще и функцию охранительную. Если при неблагоприятных условиях, например чрезмерном или частом раздражении, нервные окончания перестают проводить возбуждение, дабы отвратить «катастрофу» в физиологических процессах, происходящих в мышце, то нервные центры при таких условиях перестают отвечать на раздражение и возбуждение в них сменяется торможением, что ведет к биологической сохранности нервных клеток.
* Н. Е. Введенский. Избранные произведения, ч. II, 1951,