Что любят и чего страшатся почки
Еще одна несуразность доморощенных диет — запрет на белковую пищу, запрет по любому поводу. Действительно, когда развивается почечная недостаточность, растут цифры остаточного азота в крови, приходится ограничивать количество белка в рационе — на время, пунктирно, комбинируя в течение недели исключение мяса и употребление рыбы, молочных продуктов, белки которых организму легче переработать. Нельзя не учитывать, что белок — наинеобходимейшая часть пищи, его нехватка парализует многие жизненно важные процессы.Ограничение белка — крайняя, вынужденная мера, а отнюдь не профилактическая.
Прибегать к ней, как говорится, за здорово живешь, мол, хуже не будет, а почкам поможешь — сущий абсурд. Кстати, если уж приходится урезать долю белка в рационе, лучше пожертвовать белками растительного происхождения — бобовыми, хлебом, чем животными, потому что их аминокислотный состав ценнее.
В последнее время стало прямо-таки повальным увлечение всевозможными односторонними диетами — рисовыми, обезжиренными, белковыми, капустно-ореховыми, одуванчиковыми и т. д. и т. п., у кого насколько хватит фантазии. Разве не легкомысленно нарушать эволюционно сложившуюся приспособленность человека как биологического вида употреблять разнообразную пищу? Порой самые благие намерения приводят на этом пути к прямо противоположным результатам.
Было время, при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки предписывался и надолго молочно-растительный стол. Плюс к этому больные частенько принимали соду для устранения неприятных ощущений. И что же оказалось?
По прошествии нескольких лет многие такие «язвенники» попадали к урологам. Диета ощелачивала внутреннюю среду организма, и на этой почве развивалась мочекаменная болезнь. В Ленинграде подсчитали, что «бескаменный» период длился у этих пациентов в среднем 8 с лишним лет с момента обнаружения язвенной болезни и введения строгой диеты.
Современная диететика ставит разнообразие во главу угла правильного питания. Это совпадает и с интересами нефронов. Они предпочитают, чтобы человек питался по возможности всеми продуктами животного и растительного происхождения, не возражают даже против пряных приправ, перца, горчицы, лука, чеснока, хрена, уксуса — но без излишеств, конечно.
В этом отношении почка терпимее, чем мочевыводящие пути. При воспалении же от всяких раздражающих специй, острых блюд надо воздерживаться.Среди лечащихся у урологов и нефрологов строгая диета требуется не так уж многим. Чаще нужны небольшие коррективы, основанные на доскональном понимании биохимического языка данной фазы болезни у данного человека.
Из витаминного алфавита нефроны выделяют D и А. Первый является участником фосфорно-кальциевого обмена, причем кальциевую нагрузку на почки обусловливает и недостаток его и избыток. В Заполярье люди испытывают его нехватку, в Средней Азии его излишки, а в историях болезни и там и там чаще, чем в других регионах, значится почечнокаменная болезнь.
Накопились также сведения о связи передозировки витамина D с последующим быстрым, в среднем за 3—4 месяца, образованием камня в почке.Витамин А больше известен как помощник хорошему зрению, хорошему состоянию крови. Но факты говорят о его значении и для нормальной функции почек.
Держали мышей на диете, лишенной витамина А, и часто (до 43 процентов) обнаруживали камни почек, мочеточников. В норковых питомниках удавалось прекратить падеж, добавляя концентрат витамина А в корм. Гибли же норки оттого, что лоханки и выводящие пути были буквально забиты камнями.