Советская система подготовки врачей-стоматологов
Советская система подготовки врачей-стоматологов является одним из лучших видов обучения студентов на стоматологических факультетах во всем мире. Это было подтверждено на двух совещаниях Всемирной организации здравоохранения, проходивших в Лондоне в 1968 и 1970 гг.Студент-стоматолог в течение двух лет изучает все предметы, которые преподаются на медицинских факультетах, а затем 3 года параллельно со стоматологией изучает общеклинические предметы. Оканчивая стоматологический факультет, врач-стоматолог бывает хорошо подготовлен в теоретическом и клиническом отношении.Врачи-стоматологи, обладая хорошей клинической подготовкой, лечат больных со стоматологическими заболеваниями, а не стоматологические болезни у больных. Подтверждением сказанному являются многие примеры, когда стоматологи ставят диагнозы заболеваний внутренних органов и систем организма несвоевременно направляют больных в специализированные учреждения.
Об этом говорят и наши материалы по изучению ошибок в стоматологии. За 15 лет мы тщательно изучили различные врачебные ошибки во многих лечебных учреждениях.
И нужно отметить, что их не так много. Чаще всего ошибки допускаются из-за организационных неполадок и в тех случаях, когда врачи работают в лечебных стоматологических учреждениях типа небольших отделений или кабинетов в общих поликлиниках, где трудно применять современные методы диагностики и лечения.Одним из факторов, приведших к снижению ошибок при оказании стоматологической помощи, явилось значительное расширение стоматологических учреждений, количества работающих врачей.
На 1 января 1975 г. в стране работало специалистов стоматологического профиля более 100 000 человек, не считая зубных техников. Эта огромная армия врачей, кроме лечебной работы, проводит большую профилактическую работу, которая позволила значительно уменьшить количество ошибок при диагностике и лечении стоматологических заболеваний.Освобождение врачей от чрезмерной перегрузки на приеме дало возможность устранить поспешность, которая являлась частой причиной ошибок.
Теперь врач-стоматолог может спокойно провести лечение больных, используя самую сложную стоматологическую технику и применяя новые методы. Врач не думает, как бы принять всех больных, сидящих в приемной, а сосредоточивает все внимание на том, как лучше провести лечение.
Современное оснащение ортопедических отделений дало возможность снизить количество ошибок при изготовлении протезов.Хирургическая стоматология достигла высокого уровня. Строгое выполнение хирургических правил, безукоризненное выполнение законов асептики, широкое внедрение в практику методов общего обезболивания создали условия для ликвидации ошибок при хирургических вмешательствах.
Снижению ошибок способствовало и то, что главные стоматологи республик, краев, областей, городов, главные врачи, органы здравоохранения тщательно проводят анализ работы в стоматологических учреждениях. Внедряемый участковый метод оказания стоматологической помощи позволит избежать многих ошибок при лечении больных.Действенным фактором снижения ошибок во всех разделах стоматологии является постоянное усовершенствование врачей.
На специальных кафедрах институтов усовершенствования врачи-стоматологи систематически совершенствуют свои знания и изучают новые методы диагностики и лечения. Особенно эффективны выездные циклы, проводящиеся в разных городах, которые охватывают большое количество специалистов.
Кроме того, в лечебных учреждениях стоматологического профиля проводится целый ряд мероприятий, направленных на повышение знаний врачей: клинические конференции, краткосрочные тематические курсы, издание методических указаний.Перечисленный комплекс мероприятий должен служить одной дели — улучшить качество лечебной работы, повысить уровень знаний врачебных кадров. В целях предотвращения и снижения количества ошибок и осложнений в лечебных учреждениях необходимо повысить ответственность преподавателей учебных заведений за качество подготовки врачей.
К сожалению, отмечается, что молодые врачи допускают отдельные ошибки из-за недостаточных знаний анатомии, слабых мануальных навыков (слабое преподавание фантомных курсов). Недостаточно внимания уделяется вопросам врачебной деонтологии, поэтому молодые специалисты теряются, когда им приходится встречаться со сложными случаями.
Вопросам преподавания деонтологии следует придавать особое значение. Она должна быть неотъемлемой частью преподавания на всех клинических кафедрах и особенно при прохождении производственной практики.
Деонтология — это неотделимый спутник врача на протяжении всей его деятельности.Важным моментом для устранения ошибок является систематическая проверка лечебных учреждений.
Полезна организация перекрестной проверки, когда врачи одного учреждения проверяют работу другого учреждения. Подобное мероприятие должно проводиться и местными стоматологическими обществами. Своевременное выявление и обсуждение ошибок и осложнений повышает ответственность врачей, воспитывает врачебный коллектив, способствует снижению и искоренению их в кратчайший срок.Заканчивая книгу, необходимо отметить, что хотя и придается большое значение многим факторам в предупреждении ошибок и осложнений, все же самую важную и ведущую роль в этом играет врач. От его человеческих качеств, любви к специальности, подготовки и квалификации зависит оказание стоматологической помощи без ошибок и осложнений.