Престиж нефрона
Но пока в технологической линии дойдет очередь до собирательных трубочек, нефрону предстоит еще немало потрудиться, произвести особо тонкие, сложные операции.Поскольку почки — инструмент гомеостаза, нефроны не вправе забывать, что внутренняя среда организма и стабильна, и изменчива. Устойчивость ее колеблющаяся. И надо все колебания немедленно выпрямлять.
Предположим, из глубин организма идет сигнал: запасы воды оскудевают, концентрация электролитов повышается. Центральная нервная система направляет эту информацию в свою гипоталамическую область.
С определенной целью — стимулировать там выработку гормона, который кровь доставит в почки в качестве оперуполномоченного. В периферийном отделе нефрона он устанавливает, правда, ненадолго, свои порядки: затрудняет исконную работу клеток канальца — реабсорбцию, возвращение в кровь натрия.
Потери его возрастают, а в данный момент это благо для организма. Гормон активизирует фермент, растворяющий белковые крепления между клетками канальца.
Через открытые шлюзы вода из него легко утекает и попадает потом в плазму, восстанавливая ее объем. Естественно, уменьшается количество выделяемой почками жидкости — диурез.
Поэтому гормон назвали антидиуретическим — АДГ.Вариант второй: дозорные центральной нервной системы сообщают об избытке жидкости и понижении осмотического давления. Задача нефронов ясна: усилить выведение воды, увеличить возврат натрия.
На этот случай у центральной нервной системы заготовлен другой канал управления почками. Приказ активизироваться получает не гипоталамус (АДГ теперь не нужен, пусть возрастает диурез), а ближайшие соседи почек — надпочечники. Требуются дополнительные порции их продукции — гормона альдостерона.
Через посредников он может заставить клетки канальца энергичнее реабсорбировать в кровь натрий, главную силу осмотического давления.Оба гормона — и антидиуретический, и альдостерон,— которые окончательно устанавливают баланс натрия и воды, работают со следующим после петли Генле отделом канальца. Здесь же сосредоточены приспособления для дозирования кислых и щелочных продуктов — сколько и чего удалять в данный момент, сколько поставить в кровь щелочных соединений, какое количество создать их дополнительно из подручных полуфабрикатов.
Перфолента этой программы может прокручиваться в прямом и обратном направлениях, нефрон удаляет — по потребности — и щелочные и кислые компоненты, чаще — последние.Клетки этого отдела канальца способны переносить из крови в его русло ионы водорода.
И те вытесняют там натрий из отслуживших соединений. Он волен вернуться в кровь, да не сам по себе, а дав жизнь молекулам бикарбоната — ценнейшей буферной системы. А ионы водорода, сражаясь с натрием, теряют свободу и освобождают организм от своего присутствия, выделяясь в составе кислот, кислых солей.
Это нужно для поддержания нормальной слабощелочной реакции плазмы. Если же этих усилий недостаточно, то для более эффективного снижения кислотности нефрон включает в технологическую цепочку собственные резервы: с помощью ферментов синтезирует для нейтрализации кислот аммиак.
И немало — 0,6—0,7 грамма за сутки. В канальце он набрасывается на ионы водорода.
Следует многократное разменивание биохимических фигур, в ходе которого натрий получает возможность образовать бикарбонат, пополняющий щелочной резерв крови. Вот какие сложные построения и перестройки производит каналец в том своем отделе, который, по существу, венчает работу почки ради поддержания постоянства состава и свойств плазмы крови.
Проектные мощности нефронной биохимии таят большие внутренние резервы. Основа их — последовательное включение процессов-антагонистов и параллельное — процессов-дублеров.