Патогенез и патологическая анатомия отравлений ядами змей
Основной коагулянт яда V. russeli состоит из 3 анодных фракций; 5 катодных фракций — антикоагулянты (Grasset е. а., 1956). Коагулирующая эффективность яда зависит не от лецитина, а от каких-то примесей, возможно, свободных жирных кислот. Установлено, что коагулирующий эффект яда V. lebetina при рекальцификации плазмы и добавлении к нему суспензии хилезного жира значительно усиливается, причем этот эффект оказывается более выраженным (на 41—44%) по сравнению с ядом эфы (Ю. Б. Исхаки, 1956). Коагулирующая активность эстеразы яда V. russeli, по мнению Hawkey и Simons (1966), обусловлена превращением фактора X в активный дериват, способствующий быстрому переходу протромбина в тромбин в присутствии фосфолипидов, фактора V и Са2+ независимо от наличия факторов VII, VIII, IX, X и XII. При удалении фосфолипидов тромбообразование, обычно происходящее в два этапа (вначале взаимодействие яда с дополнительным фактором сыворотки или плазмы, затем — образовавшегося активного продукта с фосфолипидами), резко снижается (Peacock, 1961). При изучении фракций яда V. russeli, влияющих на образование тромбопластина, установлено, что они действуют подобно антигемофиличе-скому глобулину, или фактору V, либо обработанной сорбентом плазме, содержащей оба компонента, уступая по активности тромбопластину. Яд V. russeli и Bot. atrox, по данным Davey и Esnouf (1969), резко активирует X фактор, однако в меньшей степени, чем яд Bot. jararaca; яд Ech. colorata, Agk. rhodostoma и Тг. purpure maculata лишен этого свойства.
Предполагается, что агглютинацию и агрегацию тромбоцитов вызывают одни и те же вещества яда, по характеру свертывающего действия отличающиеся от тромбина. По предположению Denson и Rousseau (1970), протромбиноподобное действие и способность яда активировать фактор X обусловлены наличием в ядах коагулирующего и антикоагулирующего факторов и одного или двух ферментов с различной специфичностью действия по отношению к фибриногену и фактору X. Klobusitzky (1961) и др. связывают антикоагулирующий эффект яда Bit. nasicornis с его действием на механизм образования тромбопластина крови, хотя одна из 6 фракций обладает антикоагулирующей, а остальные 5, уменьшая время рекальцификации плазмы, не влияют на активность плазмина. Яд Bit. arictans вызывает геморрагию в легких, кишечнике и мочевыделительной системе; в дозе 10 мг/кг он оказывает выраженное антикоагулирующее действие, удлиняя время свертывания крови и рекальцификацию плазмы, влияя на образование тромбина и тромбопластина.
По мнению Forbes и соавт., этот яд более активен в отношении кровяного тромбопластина и менее — в отношении тканевого, блокирует влияние АДФ на тромбоциты, ускоряет формирование головки тромба.
Склеивание тромбоцитов и повышение их реактивности на АДФ связано с действием 4 фракций яда Bit. nasicornis; яд Ech. colorata (75—100 мг/кг) задерживает ретракцию кровяного сгустка, а яд V. palestine не влияет на ретракцию, не освобождает пирофосфатазу и не изменяет морфологию тромбоцитов, задерживает свертывание крови в основном по тромбопластиновому тесту. Эти изменения связаны, по-видимому, не с действием фосфолипазы А, а с влиянием протеаз, набор которых неодинаков в этих ядах. Яд Ech. colorata содержит тромбин и фибриногенолизин, которых нет в яде V. palestine.
Несмотря на наличие в обоих ядах прокоагулянтов и антикоагулянтов (Rechnig е. а., 1960), механизм их действия неодинаков. Прокоагулянт яда V. palestine укорачивает время свертывания, рекальцификации и образования протромбина и тромбина; в оксалатной плазме и в опытах с очищенным фибриногеном ускоряется образование фибрина (только в присутствии тромбина, в отличие от ядов гремучих змей). Прокоагулянт яда Ech. colorata не ускоряет процесса превращения фибриногена в фибрин; оксалатная плазма, обработанная BaCO3, под его влиянием не свертывается; он ускоряет свертывание и рекальцификацию крови больных гемофилией А, влияя на образование протромбина. Антикоагулирующий эффект яда V. palestine связан с нарушением образования тромбопластина, а яда Ech. colorata — с выраженным фибриногено-и фибринолитическнм действием.
Яд V. aspis активирует факторы V и X (Boffa е. а., 1969); по характеру коагулирующего действия он близок к яду Ech. colorata: противосвертывающее действие основано на лизировании фибриногена плазмы, остаточные продукты которого, по-видимому, блокируют образование тромбина или полимеризацию фибрина. Следовательно, яд V. aspis оказывает двоякое действие на кровь: прокоагулирующее и противосвертывающее; последнее отличает его от ядов змей из сем. Crotalidae, Bothrops (Bot. jararaca, Bot. atrox), Agk. rhodostoma.