Многоязычные диалоги
Так же просто, причем одновременно, узнается лекарственная чувствительность возбудителей у данного пациента. В несколько стерильных пробирок к моче добавляют ТТХ и в каждую — один из антибактериальных препаратов. Если он подействует на микробов, ТТХ не покраснеет или покраснеет слегка. От этого лекарства (их моя«ет быть несколько — по числу оставшихся светлыми пробирок) можно ожидать терапевтического эффекта.
Ценную информацию дает исследование белковых добавок, которые появляются в моче при многих заболеваниях. Современные иммунологические пробы позволяют сортировать белки по величине молекул. И в этом содержится ответ на вопрос об их происхождении.
Крупномолекулярные белки, глобулины, прорываются в нефроны только сквозь поврежденные мембраны клубочков. Это — признак гломерулонефрита и некоторых других повреждений нефронов не инфекционно-воспалительного характера.
Белки с более мелкими молекулами, альбумины, могут в небольшом количестве проходить из крови сквозь мембрану клубочка в нефрон, но канальцы обязаны возвратить их в кровь, и здоровые почки выводят их из организма весьма скупо. При обычном общем анализе нормальным считается 0,03 грамма белка на литр. На бланках для скорописи стоит 0,03, имеется в виду промилле, тысячная доля. Если цифры эти повысились до единицы, врач думает о «канальцевом» белке, об инфекционно-воспалительном процессе в паренхиме.
«Клубочковый» белок — глобулины — повышает цифры анализов намного больше. Но эта простая арифметика не так проста.
Надо еще делать поправку на ложно-почечный белок, который является продуктом распада лейкоцитов и эритроцитов, попадающих в мочу из очага воспаления или кровотечения.Кому приходилось лежать в больнице, знакомо такое задание: измерять суточное количество мочи. Делают это в течение 3—4 дней подряд, чтобы результаты не искажались случайностями в питании, утолении жажды. Простейшее это исследование дает первое представление о функции нефронов.
А когда речь идет о заболевании почек, знать надо точно, насколько пострадала производительность нефронов, какие обязанности стали непосильными. Эти вопросы проясняют функциональными пробами.
Упомянутое выше измерение суточного дебита оперирует количественными показателями, а качественные — более информативны.Опять-таки вспомним больничные будни и нетрудную, но нудную обязанность целые сутки собирать то, что наработают нефроны. Да не как придется, а «по Зимницкому» — отдельно за каждые 3 часа. Обычно сестра приносит утром в палату 8 баночек.
Первую заполняют с 9 до 12 часов, вторую — с 12 до 15, третью — с 15 до 18 и так далее до 9 утра следующего дня, когда измеряют каждую порцию и ее плотность. Будут цифры колебаться в дозволенных пределах (объем 100—300 миллилитров, плотность 1,005—1,025)—прекрасно, так и должно быть, нефроны добросовестно приноравливаются к режиму питания и не путают день с ночью. Хуже, если все порции равны по объему и плотности.
Значит, понизилась концентрационная способность канальцев. И совсем плохо, если равенство заключается в том, что объем каждой порции более 300 миллилитров, а плотность всюду не выше 1,005.Всего 2 графы в анкете, составленной казанским клиницистом С. С. Зимницким для нефронов, а от них получаем прямой ответ по существу их важнейшей функции, осуществляемой на концевом их участке.
Для суждения о другом важнейшем направлении деятельности нефронов — выделении продуктов азотистого обмена запрашивают данные у крови. Вопросы задают на языке биохимии.
Если обнаружено повышенное против нормального количество остаточного азота, значит, почки работают неудовлетворительно, и надо не только лечить основное их заболевание, но и стараться облегчить их труд в поддержании гомеостаза — постоянства внутренней среды организма.