Многоязычные диалоги
Три зубчатые, с пиками и провалами кривые — результаты изотопной ренографии. Пациент сидит в кресле, йод-гиппуран уже подплывает по его кровеносным сосудам к почкам. Со спины к области почек подводят два датчика, третий устанавливают над сердцем, он фиксирует очищение крови от изотопа. У каждого датчика свой самописец.
Почечные отмечают, как распределяется радиоизотоп в околопочечных и почечных сосудах (это первый отрезок кривой), как работают с ним нефроны (второй отрезок) и, наконец, как он удаляется, то есть как функционируют чашечки, лоханка и мочеточник.Сличая конфигурацию полученной для каждой почки кривой с нормальной, эталонной, врач видит, в каком звене поражена функция — в канальцах, скажем, или на выходе из почки — и в какой мере, но не может установить причину. Этого ренограмма не раскрывает.
Причину надо искать другими методами, более сложными в исполнении: инструментальным или рентгенологическим. Ценность радиоизотопной ренографии в том, что она упрощает как первоначальное обследование, когда только подозревается заболевание почек, так и контроль за эффективностью лечения. Датчики «не проморгают» ни самой малой заминки, ни первой ласточки улучшения.
Особой наглядностью отличаются радиоизотопные исследования, которые выдают «портрет» почки, исполненный либо штрихами на обычной бумаге (сканограмма), либо точками на фотобумаге (сцинтограмма). Места, где штрихи или точки расположены неравномерно, разрежены, соответствуют участкам паренхимы с низкой работоспособностью. Там, где изображение пропадает, нефроны работают совсем плохо, не поглощают или слабо накапливают радиоактивное вещество.
Вот так, без обиняков, паренхима сама показывает, как она функционирует, какие участки бездействуют. Данные эти чрезвычайно важны, когда характер болезненного процесса установлен, а стадия — нет, не ясно, например, образовался ли карбункул при пиелонефрите, насколько травмированы нефроны при почечнокаменной болезни и т. п.Ультразвуковую диагностику правомерно уподобить зондированию. Специальная аппаратура посылает в тело ультразвуковые волны и ловит их эхо на экране электроннолучевой трубки, документирует на фотопленке, фотобумаге.
Эхография информирует о структуре тканей, глубине их залегания, позволяет отличить плотную среду от полости, заполненной жидкостью. Выявляется все это благодаря акустическим особенностям тканей. Каждая из них по-своему отражает и поглощает ультразвуковые волны, в каждой — своя скорость их распространения.
Несомненное достоинство этого самого молодого метода исследования почек — возможность обойтись без введения в кровоток каких-либо веществ — индикаторов, полная безболезненность и безопасность.Непросто это — дознаться у почки, что с ней происходит.
Диалог с ней на заре медицины начинался с постижения сигналов бедствия, которые она посылает. И немало пришлось потрудиться пытливым умам в клиниках, лабораториях, чтобы разработать более гибкий язык общения, научиться четко формулировать вопросы, понимать не очень внятные, сбивчивые ответы. Этот язык вобрал в себя многие диалекты и символы, названные в этой главе и не названные, он непрерывно обогащается благодаря научным достижениям нашего щедрого на открытия времени.
И обогащаясь, совершенствуясь, методы распознавания болезней удесятеряют силы врача, ибо искусство исцеления зиждется на точном и раннем диагнозе.