Индивидуально-организационные условия борьбы с утомлением
Сидя за рабочим столом, большое внимание следует обращать на позу. Неправильная поза, внося дисгармонию в деятельность органов кровообращения и дыхания, затрудняет работу нервной системы и тем самым способствует утомлению. Дело прежде всего заключается в том, что условия движения крови от сердца к рабочим органам (по артериям) отличны от движения крови от этих органов к сердцу (по венам). Движение тока крови по артериям находится в лучших условиях вследствие большого кровяного давления в крупных артериальных сосудах и меньшего давления в сосудах мелких.
Поэтому кровь свободно течет из больших артерий в меньшие артерии и далее по капиллярам. В венах наблюдается обратное явление: в крупных венах давление меньшее, чем в мелких.
Кровоток в венах обусловливается следующими двумя условиями: во-первых, почти все вены обладают специальными кармашками, позволяющими току крови двигаться только в одном направлении — от органов и тканей к сердцу, — и, во-вторых, движению крови к сердцу способствуют как любые движения мышц, так и присасывающее действие грудной клетки (особенно при вдохе). Долго не меняющаяся поза препятствует нормальному кровообращению, неправильная поза затрудняет дыхание, что опять-таки сказывается на кровообращении. При работе за рабочим столом важно знать следующее.
Рис. 3. Правильная и неправильная позы работы за столом. Сидеть за столом нужно, наклонив несколько туловище вперед, но не сгибая спины. Симметрично расположенные локти являются хорошей опорой туловищу.
Чернильница и письменный прибор обычно располагаются несколько правее от средней линии туловища, с тем; чтобы рука не делала прямолинейных движений, а проделывала круговые. Никоим образом нельзя опираться грудью о край стола.
Это приводит к поверхностному, неглубокому дыханию. Правильное дыхание заключается в глубоких, спокойных вдохах и выдохах.
Нельзя при дыхании задерживать выдоха, более того, выдох рекомендуется даже несколько усиливать. Сидя за столом, для лучшего дыхания и кровообращения через каждые 15—20 минут работы следует прогнуть позвоночник, вытянуть ноги, отвести назад голову и распрямить плечи.
Через каждые 50—60 минут работы нужно выйти из-за стола и сделать трехминутную разминку. Лучше всего такую разминку проводить у открытой форточки: прогибая поясницу вперед, вы делаете глубокий вдох и выдох (несколько раз), затем проделываете несколько приседаний или других упражнений, в которых участвуют мышцы нижних конечностей, и, наконец, 3—4 раза проделываете упражнения с поворотом туловища и шеи. Разминка — это активный отдых, позволяющий вам успешно продолжать свой труд.Каждому человеку, занимающемуся преимущественно умственным трудом, хорошо знакомо чувство усталости, приходящее от продолжительной работы над каким-либо одним предметом. Перемена занятий, переключение с одного умственного труда на другой, чередование мыслительной деятельности с незначительной физической нагрузкой обычно способствуют работоспособности, устраняют чувство усталости.
Поясним нашу мысль простым примером. Двум равноценным по способностям и работоспособности студентам дали на короткий срок для ознакомления одно объемистое учебное пособие. Один из студентов решил это пособие просто прочесть, а другой, читая его, делал в своей тетради короткие заметки карандашом.
Спрашивается, кто из этих студентов лучше усвоит материал и менее при этом утомится? Мы не ошибемся, если скажем, что более производительно потрудится студент, работающий с карандашом (при этом он меньше и утомится).
Это произойдет потому, что умственная деятельность этого студента (чтение) попеременно чередуется с незначительным физическим трудом (писание карандашом). В результате этого происходит попеременная смена активности нервных клеток, участвующих в рабочем акте. Попеременность в работе нервных клеток и характеризует более выгодное для организма перераспределение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Уметь рационально менять одно умственное занятие на другое — это значит уметь активно отдыхать. А активный отдых, как помнит читатель из опыта И. М. Сеченова, гораздо выгоднее пассивного.
В перемене занятий многие люди находят прекрасный отдых, повышают этим самым свою работоспособность. Великий итальянский скульптор Микеланджело переходил от ваяния к писанию стихов; гениальный поэт эпохи возрождения Данте часто сменял перо на кисть; великий Пушкин, еще не закончив одного произведения, вынашивал мысли и обдумывал другое; К — Маркс от политэкономии переходил к медицине или математике.
Подобных примеров можно привести множество.