Физиологические основы утомления
Возникает вопрос, в каких же отделах центральной нервной системы прежде всего развивается утомление?Наблюдения из жизни, а также исследования, проведенные многими советскими учеными, говорят о том, что процесс утомления начинается с нервных клеток коры больших полушарий.Читатель, быть может, наблюдал следующее, порой у нас еще бытующее явление.
После трудового дня в небольшую комнату собирается довольно значительное число людей — проводятся очередные занятия. Комната плохо проветрена, скудно освещена. Через полчаса — час занимающиеся уже испытывают сильное утомление.
Если занятия в этой тесной комнате проводятся часто, то вскоре сильное утомление начинает овладевать людьми еще до начала занятий, только при одном соприкосновении со знакомой, удручающей обстановкой комнаты.Отчего же снижается работоспособность в данном случае?
Обстановка мало приспособленной к занятиям комнаты вызывает утомление еще до начала учебы в силу образовавшихся в коре больших полушарий условных рефлексов на обстановку занятий: душная комната, плохое освещение, продолжительность занятий.Разве этот пример не говорит о том, что утомление развивается в тех нервных клетках, которые и обусловливают условно-рефлекторную деятельность, т. е. в клетках коры больших полушарий.
Действительно, исследования советских физиологов показывают, что при утомлении прежде всего нарушается работоспособность корковых нервных клеток. Особенно наглядно это выступает при изучении влияния утомляемости на условнорефлекторную деятельность (Быков, Александров, Риккль, Лобанова и др.).Самым убедительным доказательством значения, которое имеет в процессах утомления кора больших полушарий, служит воздейственность на нашу работоспособность человеческой речи. Именно речь наряду с трудом позволила человеку выделиться из мира животных, стать активным преобразователем природы. Именно речь служит тем лепным материалом, который формирует и совершенствует трудовую деятельность человека, позволяет ему выбирать наиболее полезные рабочие установки, направленные на повышение производительности труда и облегчение условий работы.
Слово человека отражает собой те условные связи, которые почерпнуты человеком в процессе его индивидуальною развития. И. П. Павлов указывает, что слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем такой многообъемлющий раздражитель, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных.
Слово связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают раздражения.Слово нередко способно творить чудеса. Призыв, песня, даже одна только фраза зачастую оказывают на работоспособность человека громадное влияние.
Советский писатель П. Вершигора, подчеркивая воздейственность речи комиссара партизанского отряда Руднева — соратника прославленного Ковпака, замечает: «Речь была основным, чем двигал он свое большое дело… Когда он говорил с бойцами, я впервые узнал и увидел, что может сделать человеческое слово».Чрезвычайная важность речи в жизни и деятельности человека обратила на себя внимание И. П. Павлова. Иван Петрович стал рассматривать речь под углом зрения своего учения о высшей нервной деятельности.
Результатом этого явилось гениальное учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах действительности. Первая сигнальная система действительности, по И. П. Павлову, характерна как для животных, так и для человека, она образуется путем выработки условных рефлексов на конкретный раздражитель, на любое явление природы.
Вторая сигнальная система действительности, неразрывно связанная с первой, характерна исключительно только для человека. Под второй сигнальной системой И. П. Павлов и понимал прежде всего речевые сигналы.
Эта вторая сигнальная система есть, по И. П. Павлову, прибавка, которую следует принять, чтобы в общем виде представить себе человеческую высшую нервную деятельность. Эта прибавка касается речевой функции, внесшей новый принцип в деятельность больших полушарий.