Возвратный ревмокардит
Больной П., 54 лет, поступил в клинику 31/I 1975 г. с жалобами на одышку при небольшой физической нагрузке, сердцебиения, утомляемость, появление отеков на ногах. Митральный порок сердца диагностируется с 22-летнего возраста. Предшествующих ревматических атак не помнит, клинически выраженных рецидивов ревматизма не было. Много лет наблюдался терапевтом в медсанчасти.
В 1951 г. наряду с митральным выявлен аортальный порок сердца. Лишь в 1970 г. стал обращать внимание на появление неадекватной физической нагрузке одышки, а с лета 1972 г. — на возникновение отеков к концу дня. По поводу затяжного возвратного ревмокардита, аортально-митрального порока сердца, недостаточности кровообращения IIA стадии госпитализирован по месту работы, а в январе — марте 1973 г. — в клинику Института ревматизма АМН СССР. Выписан с улучшением для последующего амбулаторного лечения активного ревматического процесса.
С октября 1974 г. вновь усилилась одышка, появились отеки голеней и стоп, в связи с чем госпитализирован повторно. При поступлении состояние средней тяжести. Питание понижено, кожные покровы бледны, пастозность в области голеней и Стоп. Пульс 86 в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения.
Артериальное давление 140/70 мм рт. ст. Усиленный верхушечный толчок пальпируется в шестом межреберье, кнаружи от среднеключичной линии; I тон у верхушки сердца сохранен, там же занимающие 2/3 паузы убывающие систолический и неинтенсивный мезодиастолический шумы. На аорте грубые систолические и протодиастолический шумы, проводящиеся с ослаблением в область верхушки. В легких дыхание с жестковатым оттенком.
Печень уплотнена, чувствительна, выходит из-под реберного края по среднеключичной линии на 4 см.Анализ крови: Нb 127 г/л, л. 8,7·103 в 1 мкл; СОЭ 12 мм/ч; фибриноген 4 г/л, серомукоид 0,16 г/л, гексозы 1,22 г/л, общий белок 7,8 г/л, альбумины 50,5%, глобулины: ?1 8,1%, ?2 10,3%, ? 15%, ?- 16,3%; стрептококковый антиген отрицательный, АС Л-О 125 ед, АСГ 250 ед., АСК 300 ед.Лечение: бруфен 0,8 г в день, плаквенил 0,2 г, пенициллин 900 000 ЕД в сутки; 0,5 мл 0,06% раствора коргликона в сочетании с поляризующей смесью внутривенно капельно. На 4-е сутки внезапно возникла остановка сердечной деятельности.
Немедленно начатые реанимационные мероприятия (закрытый массаж сердца, искусственное дыхание, внутрисердечное введение адреналина, дефибрилляция) не привели к восстановлению сердечных сокращений.Заключительный диагноз: ревматизм, активная фаза (I степень), возвратный ревмокардит затяжного течения.
Комбинированный аортально-митральный порок сердца (сочетанный аортальный с преобладанием стеноза устья аорты, сочетанный митральный с преобладанием недостаточности митрального клапана). Миокардитический и атеросклеротический кардиосклероз, НIIБ. Атеросклероз аорты. Предполагаемая причина смерти: фибрилляция желудочков сердца.
Патологоанатомический диагноз: ревматизм, ревматический порок сердца: склероз створок митрального клапана, утолщение и укорочение его хорд. Умеренно выраженный краевой склероз створок трехстворчатого клапана. Склероз и деформация парусов аортального клапана с очагами кальциноза и образованием костной ткани в области его основания. Бородавчатые наложения на парусе аортального клапана.
Склероз пристеночного эндокарда левого предсердия. Выраженная гипертрофия мышцы левого сердца, особенно желудочка, с дилатацией полостей. Дистрофия, неравномерность кровенаполнения мышцы сердца с развитием выраженного кардиосклероза.
Атеросклероз венечных артерий, липоматоз аорты. Рыхлые спайки в правой плевральной полости. Общий венозный застой в органах, мускатная печень, бурая индурация легких.
Полнокровие и отек головного мозга.Микроскопически наличие текущего ревматического процесса нашло свое подтверждение в свежих очагах дезорганизации соединительной ткани, фибриноидном набухании, небольших очаговых клеточных скоплениях лимфогистиоцитарного характера, иногда с крупными гистиоцитами, клетками с пузырьковидным ядром; выраженные дистрофические, некробиотические изменения мышцы сердца.