Устранение боли
Для устранения боли, снятия возбуждения и борьбы с шоком целесообразно применять нейроплегические и ганглиоблокирующие средства.Нейроплегические вещества затрудняют передачу нервных импульсов в центральных звеньях рефлекторной дуги и подавляют активность возбужденной центральной нервной системы. Они способны потенцировать действие наркотических, снотворных и обезболивающих веществ, а также оказывают общеуспокаивающее действие.
Ганглиоблокирующие вещества понижают чувствительность вегетативных ганглиев и вследствие этого тормозят передачу возбуждения с преганглионарных на постганглионарные волокна. Они способны уменьшать развитие отеков и ослаблять влияние раздражителей на центральную нервную систему и сердце.Из препаратов нейроплегического и гачглиоблокирующего действия мы с успехом применяли аминазин (подкожно крупным животным — 0,5—1 мг на килограмм веса и мелким животным — 2,5 мг на килограмм веса) и димедрол (подкожно крупным животным — 0,3—0,5 мг и мелким — 0,02—0,03 мг на килограмм веса).После введения этих препаратов быстро уменьшается или полностью снимается возбуждение, снижается болевая чувствительность, и у животного развивается сонливое состояние, которое продолжается несколько часов.
Обладая противогистаминным действием, они уменьшают порозность сосудов и умеряют развитие отека.По мнению В. Д. Братуся, нейроплегические и ганглиоблокирующие средства, воздействуя на различные звенья нейрогуморальной регуляции, могут уменьшать рефлекторные ответы организма на ожоговую травму и этим сохранять компенсаторные возможности организма.
И. И. Кияницин рекомендует применять в период послеожогового возбуждения атропин, так как, по его мнению, он обладает не только болеутоляющим действием, но и умеряет токсемию и уменьшает секрецию адреналина.По данным Л. Е. Корыткин-Новикова, болеутоляющее действие атропина усиливается при одновременном внутривенном введении 10%-ного раствора хлористого кальция и 20%-ного раствора хлористого натрия.Собакам для устранения боли можно с успехом применять морфин.
У крупного рогатого скота и лошадей при введении морфина после ожога мы наблюдали сильное двигательное возбуждение, которое продолжалось 1—3 часа и более и сопровождалось обильным потоотделением. В результате общее состояние животного значительно ухудшилось.
Вместо морфина мы с успехом применяли для лечения обожженных животных 2%-ный раствор промедола (крупным животным 0,1 мг и мелким—0,2 мг на килограмм веса).Применяя новокаин в комбинации с аминазином, димедролом, промидолом и атропином, как правило, удается быстро снять послеожоговое возбуждение животных. При этом отмечается меньшее развитие отека и менее выражены нарушения гемодинамики и обмена веществ.
В последующие дни многие авторы рекомендуют применять новокаиновые обезболивания в сочетании со снотворными препаратами.Установлено, что медикаментозный сон способствует восстановлению нормального тонуса и проницаемости капилляров, нормализует обменные процессы и гемодинамику.А. Г. Какурина применяла для лечения животных сном бромистый натрий (2 раза в сутки по 0,02—0,05 г на килограмм веса) в сочетании с новокаиновым коротким блоком.
При этом она наблюдала купирование воспалительного процесса и ускорение регенеративных процессов.Ю. Ш. Абузаров применял для проведения сонной терапии производные барбитуровой кислоты — барбамилы.Применяя бромистый натрий 0,02 г на килограмм живого веса в сочетании с аминазином и новокаиновым обезболиванием, мы получали у животных четко выраженное длительное сонливое состояние, которое поддерживалось 5—10 дней.