Свинец
Б. С. Преображенский (1930) обнаружил у белых мышей резкие изменения в клетках спирального ганглия, форма их в большинстве случаев неправильная, вытянутая, сморщенная; хроматиновая субстанция не дифференцируется, отдельные клетки — с вакуолями, много клеток с децентрализацией ядра, а некоторые представлены в виде бесформенных глыбок. В вестибулярном ганглии и стволе нерва патологических изменений не обнаружено. Заслуживает внимания почти полное отсутствие изменений в кортиевом органе.Я. Д. Миссионжник (1935) обнаружил патогистологические изменения в волокнах кохлеарного нерва, по обе стороны от спирального ганглия; первичным он считает поражение ганглия.
Ferreti (1950) провел две серии экспериментов на кроликах. Помимо геморрагий и изменений в сосудах лабиринта, автор обнаружил дегенеративные изменения в кортиевом органе и спиральном ганглии.
Однако и этот автор считает, что ведущее значение в патологической картине имеют сосудистые изменения.Аудиологическая картина свинцового поражения слуховой функции неоднотипна. При исследовании слуха камертонами авторы наблюдали разные кривые слуха, или слуховые рельефы.
Из 34 больных хронической свинцовой интоксикацией, обследованных А. В. Захером, у 19 понижение слуха было на высокие тоны, а у 15 — на все тоны. Первый тип характерен для процесса в кортиевом органе, второй — больше для неврита. Мы встречали иногда и большее понижение на низкие тоны через воздух при одновременном укорочении костной проводимости. Такой тип слухового рельефа бывает иногда при поражении ствола нерва.
При исследовании слуха у 52 больных с симптомами общей свинцовой интоксикации Я. Д. Миссионжник обнаружил три типа кривых слуха: 1) нисходящую, 2) восходящую, 3) кривую с двумя скатами. При критическом изучении его материала можно кривые у больных, у которых не было заболевания среднего уха, уложить в два типа кривых — восходящую и нисходящую.В литературе опубликованы лишь отдельные аудиометрические исследования при хронической свинцовой интоксикации.
Наблюдения клиники Института им. Ф. Ф. Эрисмана немногочисленны. Они относятся к 22 больным, которые были стационированы в клинику по поводу свинцовой интоксикации.
Помимо общеклинического и лабораторного исследования, всем больным проводилась тональная аудиометрия, исследование речью и камертонами, а также вестибулометрия. Число обследованных недостаточно для окончательного суждения о характере и локализации поражений слуховой функции, но все же оно позволяет уточнить наше представление о типах аудио-грамм при этом виде интоксикации и о поведении органа слуха при надпороговых раздражениях.
При анализе аудиограмм обращает внимание, что заметное понижение слуха имеется лишь у трети больных.Что касается характера понижения слуха, то, судя по данным тональной пороговой и надпороговой аудиометрии, в этой группе нет той однотипности, которая характерна для шумовой тугоухости. Даже при небольшом числе наблюдений мы смогли выделить несколько вариантов: 1) обрыв на 8000 Гц; 2) круто нисходящий тип, начиная с 2000 Гц; 3) обрыв на 4000 Гц при норме на 8000 Гц; 4) пологая нисходящая аудиограмма с диапазоном понижения от 10 до 50 дБ.Дифференциальный порог понижен только у одного рабочего; у остальных—он либо нормален, либо повышен, у одного — выше 3 дБ. Рис. 30. Аудиограммы при свинцовой интоксикации.1 — обрыв на 8000 Гц; 2 — круто нисходящая аудиограмма; 3 — обрыв на 4000 Гц; 4 — полого нисходящая аудиограмма.