Сублингвальная специфическая иммунотерапия пищевыми аллергенами
Наблюдения показали, что специфическая гипосенсибилизация пищевыми аллергенами позволяет сократить сроки элиминации основных продуктов питания в 2— 2,5 раза и более эффективна при ее сочетании с индивидуальной диетотерапией. Так, из 125 больных с гиперчувствительностью к аллергену пшеничной муки, находящихся только на элиминационной диете, удалось ввести данный продукт в рацион через 3 месяца 15 (12%), через 6—28 (22,4%), через 9—43 (34,4%), и через год— 39 (31,2%), то есть только 1/3 больных данный продукт удалось ввести через 3—6 месяцев. В то же время из 90 больных, получавших специфическую гипосенсибилизацию, изделия из пшеничной муки стали получать без реакции: через 3 месяца — 41 (45,6%) и через 6— 49 (54,4%), то есть всем через 6 месяцев удалось ввести в рацион данный продукт. Различия статистически достоверны (Р Под влиянием сублингвальной специфической иммунотерапии пищевыми аллергенами наблюдается более выраженное, по сравнению с элиминационной диетотерапией, увеличение относительного количества Т-лф и повышение их функциональной активности по тесту РБТЛ с ФГА, снижение относительного и абсолютного числа В — и О-лф и повышение уровня Ig G (табл. 4.10), по-видимому, за счет образования блокирующих антител.
В качестве иллюстрации положительного влияния сублингвальной специфической иммунотерапии на иммунную систему приводим результаты исследования иммунологического статуса ребенка до и после лечения. Больная Р. А., 4 года, ист. бол. № 333, поступила в отделение в тяжелом состоянии с распространенным экзематозным процессом, осложненным пиодермией.
Больна с двухмесячного возраста. На фоне индивидуальной диеты, антибактериального (по поводу пиодермии) общеукрепляющего (комплекс витаминов, аутогемотерапия) и в последующем лечения гистаглобулином достигнута полная клиническая ремиссия, и девочка выписана домой с рекомендацией соблюдать подобранную диету.
При повторном поступлении через 3 месяца состояние ребенка вполне удовлетворительное, сохраняется клиническая ремиссия (прибавка массы тела +400 г). При расширении диеты было выявлено, что сохраняется высокая чувствительность к сахару, коровьему молоку, пшеничной муке: при проведении ЭПОТ с данными продуктами появились гиперемия, зуд кожи, участки инфильтрации на щеках. Девочке назначена сублингвальная специфическая гипосенсибилизация аллергенами муки, молока и сахара. По ее окончании удалось ввести в рацион изделия из пшеничной муки и коровье молоко.
К сахару гиперчувствительность снизилась, но при ЭПОТ (20,0 г сахарного песка) появилась гиперемия щек без инфильтрации и слабый зуд кожи рук. Из данного примера видно, что на фоне индивидуальной диетотерапии и еще более после гипосенсибилизации пищевыми аллергенами наблюдается повышение относительного и абсолютного количества Т-лф, нормализация В-лф и снижение О-лф. Кроме того, под влиянием иммунотерапии отмечается повышение уровня Ig G, что косвенно свидетельствует об образовании блокирующих антител.Таким образом, сублингвальная специфическая гипосенсибилизация пищевыми аллергенами является высокоэффективным безмедикаментозным методом лечения детей с пищевой аллергией, позволяющим в сочетании с индивидуальной диетотерапией сократить сроки элиминации аллергенных продуктов. Сублингвальная иммунотерапия оказывает гипосенсибилизирующее и иммунокоррегирующее действие, что обеспечивает более стойкую ремиссию.