Современные исследования о механизме сновидений
Клейтман (1963 г.) объясняет это тем, что человек в парадоксальной стадии переживает различные сновидения, но это трудно утверждать в отношении животных. Однако некоторые авторы полагают, что у высших животных парадоксальная стадия сна также сопровождается сновидениями. У животных наблюдались также сексуальные сны, отмечались соответствующие электроэнцефалографические изменения в областях, примыкающих к гиппокампу и в других областях мозгового ствола, которые связаны с половой деятельностью.
Брукс и соавторы (1956 г.) наблюдали увеличение количества и лабильности сердцебиений в те периоды, когда на ЭЭГ были признаки неглубокого сна.Многие авторы обусловливают движения тела спящего цикличностью сна. Движения тела и легкий сон обычно повторяются циклически каждые 1.5 часа. Электроэнцефалографически эти периоды отмечаются как неглубокий сон и связаны не только с повышенными движениями тела, но и с учащением сердцебиений и дыхания, а также с быстрыми движениями глаз. Некоторые авторы считают, что резкие движения тела могут следовать за сновидением или предшествовать ему, или они указывают на переход одного сновидения в другое. Во время же самого сновидения спящий обычно не делает резких движений, но если они наблюдаются, то их относят к той физической деятельности, которая требуется самим ходом сновидения.
Бразье и Бичер (1952 г.) установили, что активность электроэнцефалограммы в альфа-частотах выше за 10 сек. до движения, чем в другое время сна. Они предложили принять движение тела в качестве показателя глубины сна.Верцеано и Негиши (1961 г.) изучали на кошках переходное состояние от бодрствования ко сну. Они применили тонкую микроэлектродную методику, дающую возможность одновременной регистрации деятельности нескольких нейронов или групп нейронов. При этом были получены данные, свидетельствующие о том, что в корковой и таламической системах мозга спонтанно и непрерывно распространяются импульсы как при бодрствовании, так и во время сна.При переходе из одного состояния в другое изменяется частота спайков, образованных отдельными нейронами в интервалах между последовательными переходами деятельности, распространяющейся по нервной системе, изменяется скорость распространения и количество принимающих участие нейронов.
По мнению авторов, эти изменения могут быть связаны с взаимодействием основных нервных процессов возбуждения и торможения, которые происходят по путям распространения и в окружающем нейронном поле. Авторы предполагают, что взаимодействие этих процессов участвует в физиологических механизмах, контролирующих наступление сна.Освальд, Тейлор и Тросман (1960 г.) применяли сложные слуховые раздражители и проверяли способность их различения спящим человеком. Из ряда беспорядочно произнесенных то мужским, то женским голосом имен, записанных на магнитофонной пленке, испытуемый во сне должен был выбрать два имени.
При их произнесении испытуемый должен был сжать кулак. Когда произносилось имя спящего, у него появлялись беспорядочные движения, чего не было при произнесении других имен.Таким образом, спящий мозг человека выполняет задачи по дифференцированию довольно сложных раздражителей. Авторы предполагают, что кора больших полушарий во время сна продолжает функционировать.
Главную роль при пробуждении играют возбуждающие сигналы, идущие от коры к ретикулярной формации.Изучением различных фаз сна и бодрствования интенсивно занимаются японские физиологи. Так, в исследованиях Табуши (1965 г.) показано, что при бодрствовании и при парадоксальной фазе сна активность корковых нейронов идентична.
Тенденция многих исследователей подчеркивать идентичность в активности корковых нейронов при бодрствовании и при парадоксальном сне должна быть дополнена выявлением специфических особенностей, характерных для столь различных состояний, как сон и бодрствование.Сравнивая электрическую активность в коре головного мозга при бодрствовании и в стадии парадоксального сна, Киионо (1965 г.) установил, что при парадоксальном сне наблюдается увеличение быстрых волн (40—60 в сек.).Большой вклад в распознавание физиологических механизмов сна и сновидений внесли наши советские ученые.