Слуховая адаптация
Слуховую адаптацию при раздражении уха интенсивным надпороговым тоном в течение 3 минут систематически исследовал А. Г. Рахмилевич у рабочих завода «Серн и Молот», а у рабочих обрубщиков — П. С. Кубланова и К. А. Дмитриева. Определялись сдвиги слуховых порогов и время их восстановления до исходных величин. По данным исследования В. Ф. Ундрица и его сотрудников, непропорционально большое повышение порогов после воздействия надпорогового тона свидетельствует о наличии положительного феномена рекрютмента.
Однако тест адаптации сложен, трудоемок, не идет в сравнение с тестом Люшера. Мы его проводили с целью изучить соотношения между утомляемостью слуха и стойкой профессиональной тугоухостью.
Анализ результатов показал, что величины адаптации варьируют в значительных пределах, и мы не смогли выявить их зависимости от степени тугоухости. Такие же примерно данные получены нами при перстимуляторной слуховой адаптации.Тест исчезновения порогового тона применялся рядом авторов при изучении профессиональной тугоухости.
При этом тесте дается пороговый тон; нормально он слышен в течение минуты и более (нормальная адаптация), при патологической адаптации тон перестает быть слышен через несколько секунд, после его усиления на 5 дБ он вновь слышен, а затем быстро исчезает. Нередко, чтобы сохранить восприятие тона в течение минуты, приходится увеличить интенсивность на 20—30 дБ и больше. По данным Orsik (1959) и др., патологическая адаптация указывает на локализацию патологического процесса в волосковых клетках кортиева органа, и она типична для профессиональной тугоухости.
У части рабочих мы обнаружили выраженную патологическую адаптацию, у другой части — адаптация оказалась нормальной. Важно отметить, что между этим тестом и ДП нередко бывали расхождения: нормальная адаптация при низких ДП и наоборот.
Вместе с тем обнаружено интересное явление: у некоторых рабочих мы после окончания смены обнаруживали резкую патологическую адаптацию почти на все тоны, даже на такие, на которые восприятие сохранилось в норме. Иногда такая адаптация имелась и до работы. Особенностью теста у этих лиц являлось, то, что тон замещался субъективным шумом, после усиления он очень короткое время воспринимался как тон, а затем опять замещался шумом.
Патологическую пороговую адаптацию мы обнаружили примерно у 1/2 обрубщиков, причем у 14%—резко выраженную (20—30 дБ). Эти цифры приближаются к приведенным в работе Dieroff и Kowalik (1965).Вопрос о дифференциально-диагностическом значении этого теста, о том, бывает ли он положительным при поражении кортиева органа или спирального ганглия и нерва, является спорным. В связи с этим данный тест не может иметь большого значения в оценке стадии развития профессиональной тугоухости.
Имеются, однако, данные, которые указывают, что этот тест характеризует реактивность слухового анализатора не только к интенсивным шумам. Остается подчеркнуть, что этот тест лабилен.