Разумный человек

В нашей стране твои сверстники проводят первую половину дня в школе. Но человек учится не только в школьном возрасте, а всю свою жизнь: приобретает не только профессиональные знания, но и умение вести себя, вырабатывает стиль жизни, расширяет кругозор. Учиться должны все. Всегда. Мудрость гласит: «Человек учится, пока живет».

И врач, и инженер, и космонавт, и ученый постоянно учатся. Иначе невозможно идти в ногу со временем.От рождения у человека имеются лишь предпосылки к развитию.

Как они будут использованы — зависит уже от окружающей среды. Ребенок учится у взрослых речи, поведению, поступкам.

Известно более пятидесяти случаев, когда дети вырастали среди животных — волков, медведей, леопардов, обезьян и овец. Дети, выросшие среди животных, человеческой речью и мышлением не обладали. Они ходили на четвереньках, хватали пищу зубами — одним словом, вели себя как животные.В 1920 году в Индии в волчьем логове нашли двух девочек.

Одной было примерно два годика, другой — лет семь. Им дали имена. Двухлетняя Амала через год после того, как ее отняли от зверей, умерла.

Семилетняя Камала же прожила десять лет в детдоме.Индийский священник Синх вел дневник развития Камалы.

Вначале Камала вела себя, как волк. Она не умела ни говорить, ни думать, ходила и бегала на четвереньках, ела с пола, рвала зубами сырое мясо, лакала воду, по-волчьи рычала и выла. Она не боялась темноты, но зато боялась света, огня и воды. Она не позволяла мыть себя. Днем обычно спала на корточках в углу комнаты, ночью же бодрствовала.Лишь прожив среди людей два года, Камала научилась прямо ходить, но бегала все равно на четвереньках. Спустя шесть лет она уже ела с помощью рук и пила из стакана, перестала бояться света, привыкла к обществу людей.

Речь Камалы развивалась с трудом. За четыре года она выучила всего шесть слов, за семь лет — сорок пять. В девять лет, когда Камала прожила среди людей два года, ее развитие отвечало уровню развития двухлетнего ребенка.Конечно, человек все же рождается человеком.

Он наследует от родителей человеческие свойства, которые формировались в течение тысячелетий и передаются из поколения в поколение.Известен случай, когда одна супружеская пара пыталась воспитывать вместе со своим шестимесячным ребенком такого же возраста детеныша шимпанзе.

Ребенок и обезьянка жили вместе, их одинаково одевали и кормили, учили ходить и говорить. Несмотря на это ребенок заметно отличался от шимпанзе.

В полтора года он самостоятельно ходил, мог подолгу играть с игрушками, учился говорить и понимал, что ему говорили. Обезьянка же так и осталась животным — была непоседлива, постоянно меняла занятия, не умела использовать вещи по назначению и играть, не говорила и совсем не понимала слов, которые ей постоянно твердили.Мышление в точном смысле этого слова свойственно лишь человеку.

Звери не обладают способностью к обобщению, не разбираются в сущности предметов и явлений. Вот пример.

В вольер к шимпанзе поставили ящик и положили в него банан. Перед отверстием ящика разожгли маленький костер. Чтобы достать банан, шимпанзе должен был зачерпнуть кружкой воду из стоящего рядом ведра и залить огонь.

После того, как обезьяне несколько раз продемонстрировали, как это делается, она научилась тушить огонь сама. Затем опыт повторили на плоту, плавающем посреди пруда. Но ведро с водой поставили не тут же рядом, а на соседнем плоту. Обезьяне пришлось немало повозиться, прежде чем она достала банан; слазить на соседний плот и принести оттуда воды в кружке, чтобы затушить огонь.

В ее сознании тушение огня связано только с той водой, которая находится в ведре, хотя гораздо проще было бы использовать воду, окружающую плот. О воде и ее свойствах обезьяна, конечно же, не догадывалась вовсе. И сообразить, что в ведре и в пруду — одна и та же вода с одинаковыми свойствами, не смогла. Человек же — мыслящее существо, и способность мыслить нужно развивать с детства.

В зоопарке маленький Юку никак не хочет отойти от клетки с обезьянами. «Ну, пожалуйста, подождем, пока хоть одна из них не станет человеком!

» — просит он.»Мария Ивановна, мой папа говорит, что мы произошли от обезьяны».»Не мешай вести урок! История вашей семьи меня не интересует».

«Папа, что это за ягоды?»"Это чернослив».»Но ведь они розовые?

«»Они розовые, потому что еще зеленые».»Антс, почему ты взял в поход свою бабушку?

» — спрашивает учительница.»Но ведь вы же сами сказали, чтобы каждый взял с собой самое необходимое!

«Пятилетний брат Рейна входит в комнату с большой шишкой на лбу.«Ты упал?» — спрашивает мама. «Да».»А плакал?»"Нет, рядом никого не было».