Разлитой острый послеродовой перитонит
Заболевание начинается на 1—4-е сутки после родов и отличается крайне тяжелым, неблагоприятным течением. Оно должно быть отнесено к перитонеальному сепсису.При перитонеальном сепсисе клиническая картина перитонита отличается рядом особенностей. Температура нередко носит интермиттирующий характер, наблюдаются повторные ознобы.
Тошнота и икота часто отсутствуют, иногда нет вздутия живота и болезненности. Иногда имеется значительное вздутие, но нет болезненности. Вместо задержки стула и газов нередко отмечаются профузные септические поносы.
При перитонеальной септикопиемии обнаруживаются гнойные метастазы, в первую очередь в легких.В заключение следует отметить, что при применении антибиотиков перитонит может протекать атипично (стертые формы). Клиническая картина заболевания развивается медленно, симптомы, характерные для перитонита, вначале выражены нерезко, некоторые симптомы могут отсутствовать.
В таких случаях необходимо особенно тщательно следить за признаками, указывающими на появление выпота в брюшной полости (притупление перкуторного звука в отлогих частях живота, пастозность и выпячивание заднего свода влагалища).В ранней диагностике разлитого перитонита большую помощь может оказать рентгенологическое исследование.
При разлитом перитоните рентгенологическая картина достаточно типична. Петли тонких и толстых кишок раздуты, наполнены газом и жидкостью, они уплощены и не образуют дуг и аркад, как при механической непроходимости кишечника.
Для скопившейся в петлях кишок жидкости при перитонитах характерны горизонтальные уровни, которые не меняют своего расположения ввиду отсутствия перистальтики. Экссудат, находящийся в брюшной полости, определяется как свободная жидкость во фланках, в полости таза и между кишечными петлями.Большое практическое значение имеет рентгенологическое исследование при абсцессах в брюшной полости.
Рентгенологическая картина зависит от локализации абсцесса.Терапия послеродовых перитонитов. В проблеме терапии послеродовых перитонитов вопросы хирургического лечения занимают центральное место.
В исходе перитонита решающая роль принадлежит раннему хирургическому вмешательству, основная задача которого состоит в удалении очага инфекции. Таким очагом чаще всего является инфицированная матка (после кесарева сечения или родов влагалищным путем), причем поражение матки в отдельных случаях распространения инфекции может сочетаться с гнойным воспалением маточных труб или абсцессом яичника.
Сравнительно редко первичным очагом инфекции могут быть придатки матки (при обострении в них воспалительного процесса). Необходимо учитывать, что в начальных стадиях перитонита на фоне введения антибиотиков признаки заболевания обычно не выражены, что создает значительные трудности при решении вопроса о хирургическом вмешательстве. В случае сомнения в диагнозе рекомендуется наблюдение в течение 6—12 часов.
Если за этот период, несмотря на проводимое лечение, явления перитонита остаются без изменений или нарастают, то больную следует оперировать.Важное значение имеет дооперационная подготовка больной, которая в основном должна сводиться к выведению ее из состояния шока (при его наличии), активации сердечной деятельности и борьбе с интоксикацией.
Предоперационная подготовка должна быть кратковременной, не превышать 1—2 часов.Операция заключается в чревосечении, экстирпации инфицированной матки вместе с маточными трубами. При гнойном поражении яичников они также подлежат удалению.
Кроме устранения очага инфекции, задачей оперативного вмешательства является удаление экссудата из брюшной полости и ее дренирование. Удаление экссудата должно производиться наиболее бережно в отношении брюшины — посредством отсасывания и высушивания ватными тампонами. Чтобы создать условия для оттока гноя после операции, культю влагалища оставляют открытой, иногда в отверстие культи вставляют дренаж.