Пять условий работоспособности по Н. Е. Введенскому
Писатель Стефан Цвейг такими яркими и волнующими красками рисует обаятельный облик Льва Толстого в последнее десятилетие его жизни. В 80 лет Толстой ежедневно тренирует свои мускулы гимнастическими упражнениями и в 82 года — на вершок от смерти — он подстегивает свою лошадь, когда она упрямится после 20-верстного пробега галопом… Уже тянется глубочайшей старости вершина, и все еще не подточен ни один корень этого пропитанного соком до последней жилки гигантского русского дуба. Острое зрение сохраняется до смертного часа. Во время прогулки верхом его пытливый, любознательный взор следит за малейшим жуком, выползающим из норы. Невооруженным глазом следит он за полетом ястреба.
Ясный слух. Впитывающие наслаждения широкие ноздри.Твердо ступают по мокрой земле в увесистых сапогах его жилистые охотничьи ноги. Никогда не ослабевает в старческом дрожании рука… И великолепным, непоколебимым остается его ум: по-прежнему искрится его речь. Острая память хранит каждую деталь.
Ничто не теряется в этой памяти.Смех по-прежнему срывается с его уст. По-прежнему формируется в образы его речь. По-прежнему бушует волнующаяся кровь. Никогда не отдыхает, никогда не дремлет в уюте его созидающий, бодрствующий, живой, блестящий ум.Настоящей болезни Л. Н. Толстой не знал до старости.
Усталость не овладевает им во время десятичасовой работы. Органы чувств всегда готовы к восприятию.Они не нуждаются в искусственном подъеме, подстегивании.
Ему не нужно возбуждающих средств — табаку, вина или кофе». **И. П. Павлов достиг колоссальной работоспособности пунктуальным распределением своего рабочего времени. И. П. Павлов после огородной работы. И. П. Павлов даже в преклонные годы не оставлял физических упражнений, часто ездил на велосипеде и не без успеха играл в городки со своими молодыми учениками.
Насколько этот гениальный мыслитель умел сочетать обе формы деятельности, умственного и физического труда, видно из следующих его строк: «Всю мою жизнь я любил, и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй… А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками».
* Чередование и смена одного вида труда другим особенно характерны для нашей страны, где уничтожение существенного различия между трудом умственным и физическим является одной из задач коммунизма. * Взято у 3. Г. Френкеля. Удлинение жизни и деятельная старость, Москва, АМН СССР, 1949.** И. П. Павлов.
Избранные произведения, 1949,