Проблема витамина Р сегодня
При различных заболеваниях и повреждениях проницаемость и прочность капилляров изменяются независимо друг от друга и разнонаправленно. Так, после воздействия на животных ионизирующей радиации (100—1000 рад) проницаемость сосудов увеличивается в первые же часы и сутки, а прочность их почти не меняется. На 6—7-е сутки после облучения появляются кровоизлияния — это значит, что прочность сосудов сильно упала.
Но проницаемость сосудов к этому времени не только успевает вернуться к норме, но нередко оказывается даже пониженной. Вновь повышается она позже, в разгар лучевой болезни.Когда перед нами встала задача сравнить Р-витаминную активность нескольких препаратов — катехинов чайного растения, галаскорбина, солей и эфиров галловой кислоты, решено было применить такие методы исследования, которые позволили бы раздельно оценить сдвиги прочности и проницаемости сосудов.
В качестве пробы на прочность сосудистой стенки применили действие на мышей пониженного барометрического давления.360 мышей 2 недели содержали на молочно-овсяной диете, чтобы ограничить поступление фенолов с пищей. Потом последние 3 дня им вводили по 1 мг исследуемого вещества в сутки.
В день опыта всех мышей поместили в барокамеру и в течение 5 мин понизили давление в ней до 160 мм рт. ст. Это соответствует высоте 11 600 м над уровнем моря. После минутной выдержки «на высоте» давление постепенно снизили до нормы. У мышей контрольной группы (все они погибли во время опыта) около 60% поверхности легких было занято кровоизлияниями.
Самую лучшую защиту от кровоизлияний дали катехины и галаскорбин, снизив площадь поражения в легких вдвое.Чтобы оценить влияние тех же препаратов отдельно на проницаемость сосудов, мы остановились на пробе с сульфацилом натрия. Это бесцветное и безвредное вещество вводили зондом морским свинкам.
Оно быстро всасывалось в кровь, а затем постепенно выходило из сосудистого русла в ткани, и тем быстрее, чем выше проницаемость сосудисто-тканевых барьеров. Чтобы повысить эту проницаемость, морских свинок за 10 дней до этого подвергли действию большой дозы рентгеновских лучей, а после облучения вводили фонолы.
Оказалось, что проницаемость сосудисто-тканевых барьеров селезенки, печени и кишечника свинок под влиянием облучения резко увеличилась, а наиболее активные фенолы возвращали ее к норме.Наконец, особый интерес представляет отношение Р-витаминных фенолов непосредственно к функции соединительной ткани, ее основного вещества. Оно, это вещество, влияет как на проницаемость сосудисто-тканевого барьера, так и на прочность его. Наряду с коллагеном и другими белками оно состоит из полисахаридов — больших молекул углеводов.
Среди последних особое место занимает гиалуроновая кислота, склеивающая клетки барьера и белковые волокна в единую защитную систему, в стену, непроницаемую для микробов. Чтобы ее преодолеть, некоторые особо ядовитые, вирулентные микроорганизмы обзавелись специальным оружием — ферментом, растворяющим универсальный «цемент» барьеров — гиалуроновую кислоту. Если этот фермент — гиалуронидазу — ввести в небольшом количестве в кожу, она растворит соединительную ткань вокруг.
А если вместе с ферментом ввести краску, то площадь окрашенною кружка на коже покажет область распространения фермента.На такой модели можно проверить предположение, что биологически активные фенолы действуют непосредственно на основное вещество соединительной ткани. Если фенолы могут защитить это вещество от разрушения, то они тем самым уменьшат проницаемость барьеров и увеличат их прочность.
Чтобы решить этот вопрос, достаточно проверить, влияют ли фенолы на величину синего пятна в коже после введения раствора гиалуронидазы с тушью.В первом опыте различные фенолы вводились мышам в брюшную полость, а раствор фермента с тушью — в кожу в объеме 0,1 см3. Животным заранее выстригалась шерсть на брюшке, чтобы лучше видеть синие пятнышки и измерять их размер. Сначала в кожу живота ввели 1%-ный раствор туши (площадь кружка через сутки составила в среднем 9 мм), а рядом — тот же раствор, но с добавкой 0,05%-ной гиалуронидазы.
В ее присутствии размер окрашенного кружка увеличился почти вдвое, достигнув в диаметре 16—17 мм. Это увеличение и характеризует эффект гиалуронидазы.Через 3 ч после этих внутрикожных инъекций ввели фенольный препарат, а через полчаса после этого в симметричные точки кожи живота вновь ввели тушь и ее комбинацию с ферментом.
Если препарат не влиял на разрушительный эффект гиалуронидазы, размеры пятнышек после его введения были такие же, как до него. Но препараты, обладающие высокой Р-витаминной активностью, уменьшили диаметр гиалуронидазного пятна на 3—4 мм. Пятно туши оставалось таким же.