Принцип доминанты

Покажем это на двух примерах типичных детских сновидений.«Девочка Н. (3 года 6,5 мес.) утром после пробуждения рассказала свое сновидение, когда посмотрела на часы, висящие над кроватью отца. „Папа, мне сегодня приснились эти часики. Они висели в моем уголке на стенке, и я их заводила. Когда пришла няня, то девочка повторила ей буквально то же самое» (запись из дневника автора от 15 I 1938).Девочка Н. (3 года 7 мес.) рассказала следующий сон. «На стулике около моего стола сидела новая кукла с закрывающимися глазами, под моим зонтиком.

На ней было мое бархатное пальтишко, белый воротничок и такие же валенки. Это была новая кукла». Когда пришла няня, то сон был ей рассказан вторично.

В действительности эта девочка часто мечтала о новой кукле с закрывающимися глазами, так как у своей «Анички» она продавила глаза. Надо считать, что часть детских сновидений имеет в своей основе механизм доминанты.Рассмотрим еще несколько примеров такого типа сновидений.

Учащиеся, сосредоточенные во время сессий на экзаменах, часто видят во сне различные экзаменационные картины, близкие к действительности и далекие от нее, самые фантастические. До экзаменов или после экзаменов они переживают в сновидениях свои успехи и провалы («экзаменационные сновидения»). Это доминанта сложная и широко захватывает мозговую деятельность.

Автор наблюдал у себя следующее. В 7,5 час. утра зазвонил будильник.

В этот момент было слуховое сновидение. Сразу послышалось мелодическое, певучее звучание духового инструмента. Оно сменилось треском будильника, и автор проснулся.

Наличным раздражителем был совершенно немелодичный треск будильника. Накануне сна автор слушал органный концерт Баха в филармонии (запись из дневника автора от 27 XII 1946). В данном сновидении имел место механизм доминанты в слуховом анализаторе.Во время Великой Отечественной войны автору пришлось работать в госпитале председателем военно-врачебной комиссии.

Голова была переполнена различными «статьями» соответствующих узаконений. Работа занимала много времени и требовала большого умственного напряжения.

Автор, обычно спавший до этого без сновидений, стал каждую ночь видеть сновидения, состоящие из сумбура «статей ВВК». Это было следствием доминанты во второй сигнальной системе, образованной в течение первых недель работы в госпитале.В последнем случае мы имеем также переход от доминанты к более сложному механизму перевозбуждения.

У людей умственного труда часто бывает так, что мыслительная работа, начатая до сна, продолжается и во сне. Вначале эта напряженная мыслительная деятельность не дает уснуть, а во время сна она переходит в сновидения.Изложенное в этой главе можно подытожить следующим образом.1. Принцип доминанты является одним из нервных механизмов сновидений.2. Многие сновидения физиологически могут быть поняты на основе образования различных корковых и подкорковых доминант.3. Такие сновидения могут быть названы «доминантными сновидениями».