Причины периодичности сна. «Биологические часы»
Как мы уже видели, для естественного сна животных и людей характерна периодичность, хотя продолжительность этих периодов может быть очень различной. Чем же обусловлена эта периодичность? В отношении сезонной спячки животных мы уже сделали вывод, что ее периоды обусловлены неблагоприятными сезонными условиями.
Ну а сон человека? Почему во всем мире большинство людей спят ночью и бодрствуют днем? Можно ли переделать этот ритм и насколько он прочен? Только ли день и ночь (т. е. свет и темнота) определяют ритм сна и как обстоит дело, например, в условиях полярной ночи?Все эти вопросы представляют очень большой интерес.
Особенно в наш век, когда отправляются в далекие и длительные рейсы космические корабли, подводные атомные лодки. Для ответа нам следует вспомнить далекое прошлое, те дни, когда пещерные люди с наступлением темноты прятались поглубже от случайных встреч с опасными врагами, способными видеть ночью, что могло определить заранее исход неравной борьбы.
Лишь с наступлением рассвета человек снова обретал свои преимущества над животным миром, создавая примитивные орудия труда и другие формы воздействия на природу.Таким образом, свет и тьма, иными словами — смена дня и ночи, являются одним из основных биологических ритмов, формирующих поведение человека и животных.Но это не единственный ритм. В природе существуют многообразные по продолжительности «биологические часы», отсчитывающие те или иные циклы времени и связанные с ними явления.
В нашем организме многие процессы протекают циклически в соответствии с ритмом сна и бодрствования. Циклы биологических ритмов бывают короткие и длинные годичные (циклы размножения у многих животных и растений), месячные (например, морские организмы в полнолуние поднимаются из глубин к поверхности моря), суточные, столь характерные для деятельности людей, и др.Учеными подмечено, что большинство из этих циклов совпадают с ритмами неживой природы, обусловленными вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.
Чередование света и темноты (дня и ночи) прежде всего связано с этими явлениями, а с ними — чередование сна и бодрствования у людей. С этими состояниями тесно связаны все остальные процессы в организме: двигательная активность, прием пищи и связанные с ним выделения пищеварительных соков, выделительные процессы и т. д. Приурочивание их к определенному часу происходит в раннем детстве под влиянием определенного режима жизни в семье, в детском коллективе.
Вот почему нарушение ритма сна и бодрствования во взрослом состоянии переносится с трудом. Особенно хорошо это испытали те, кому доводилось переезжать или перелетать в города, разделенные большими расстояниями в восточно-западном направлении.Несмотря на неприятное состояние при смене ритма сна и бодрствования, некоторые люди, работа которых связана с ночным временем, вынуждены «менять» день на ночь, т. е. спать днем и бодрствовать ночью.
Со временем они привыкают к измененному ритму, однако в силу ли окружающей обстановки или в силу биологической своей природы все же люди стремятся приурочить свой сон ближе к ночи, а бодрствование — к дневным часам.В связи с подготовкой к космическим полетам, в которых может потеряться чувство суточного ритма, в ряде стран проводились наблюдения за чувством времени у людей, находившихся в замкнутом, ее пропускающем естественного света помещении. Эти наблюдения показали, что у них длительность циклов сна и бодрствования с течением времени несколько нарушалась, но основной ритм сохранялся.
То же испытывают на себе новички, попавшие в условия полярной ночи. Однако во всех этих наблюдениях большое значение имела производственная деятельность людей, выполнение определенного задания.Теоретически можно допустить, что сутки могут быть разбиты на более короткие промежутки (например, на четыре периода) с чередованием более коротких циклов сна и бодрствования.
По мнению некоторых ученых, семи — восьмичасовая продолжительность она не обусловлена какой-либо специальной потребностью функций организма. Тем не менее в силу определенного уклада жизни человеческого общества в целом, по-видимому, ломка привычного образа жизни вряд ли целесообразна.