Почему люди такие разные?

Из всего сказанного выше у читателя уже должно было создаться представление о чрезвычайной сложности всего вопроса о конституции человека, об основных конституционных типах. Читатель, наверное, уже отчетливо увидел, что различия в основах, в подходах порождают и различия в классификациях. Создается впечатление, что мы вообще имеем дело в зависимости от исходных принципов как бы с частными конституциями: конституции по телосложению, по тем или иным физиологическим параметрам, по характеру высшей нервной деятельности и т. д.А имеются ли возможности для какого-то синтеза всех этих классификаций?

Можно ли говорить, что, наряду с частными конституциями, имеется и некая общая конституция человека, как о том пишет советский ученый В. М. Русалов? Закономерно ли понятие тотальной психофизиологической конституции, в которой объединялись бы такие разные свойства и качества организма, как телосложение, физиологические особенности и своеобразие психической сферы? Попробуем во всем этом разобраться.

Начнем с того, что очень интересный вопрос о связи между сомой (телом человека, его телесными процессами) и психикой занимал ученых очень давно. То, что тут должны существовать какие-то корреляции, интуитивно чувствовал уже Гиппократ, когда основывал свою классификацию темпераментов на жидкостной, то есть фактически телесной, основе.

Особенно большой интерес в этом отношении вызвали работы видного немецкого психиатра Э. Кречмера, которыми он занимался в 20—30-х годах нашего столетия. В результате собственных клинических наблюдений у него создалось впечатление, что больные, страдающие теми или иными психическими заболеваниями, различаются между собой и по телесным признакам.Так, у страдающих маниакально-депрессивным психозом (заболеванием, характеризующимся сменой резко повышенного и чрезвычайно угнетенного настроения) чаще всего наблюдается пикнический тип телосложения, у больных шизофренией — астенический, у больных эпилепсией — атлетический.

Свои впечатления Кречмер затем перенес и на психически здоровых людей, пытаясь доказать, что у них как бы в зачаточном состоянии тоже можно отметить подобные же взаимоотношения между телосложением и психикой. По Кречмеру, астеники вообще являются людьми молчаливыми, скрытными, самоуглубленными (шизотимики), пикнитики, наоборот — веселыми, общительными (циклотимики).К числу шизотимиков Кречмер относит такие далеко не одинаковые личности, как Кант, Шиллер, Руссо, Кальвин, у которых тоже можно обнаружить как бы сплавы черт характера ряда подгрупп.

Вот как, например, он характеризует шизотимика Робеспьера, вождя Французской революции: «…резкая эмоциональная холодность наряду с эксцентричностью, героическим пафосом, фанатической настойчивостью… скрытая замкнутость при верности своим принципам…

Странный идеалист Мирабо, его циклотимический антипод, говорит о нем, покачивая головой: «Этот человек верит во все, что он говорит».А о Шиллере Кречмер пишет следующее: «Благородство, широкий размах мысли, стойкость при неприятных ситуациях, твердость, чистота и цельность личности, героизм — вот жизненная форма великих шизотимиков. Таковым был Шиллер.

Все половинчатое и надломленное он отбрасывает от себя беспощадно».Надо сказать, что хотя в первое время концепция Э. Кречмера имела очень шумный успех, со временем выяснилось, что в ней много сомнительного, основанного именно лишь на впечатлении.

Главным же пороком — в воззрениях Кречмера было то, что он полагал, будто психические болезни как бы предопределены человеку его телесными свойствами и представляют собой не новое качество, а лишь результат количественных накоплений определенных психических особенностей, свойственных здоровому человеку. Фактически им стиралась грань между особенностями психики, присущими здоровым людям, и психическими заболеваниями.Но тем не менее это отнюдь не дало оснований полностью отрицать связь между особенностями психической сферы и соматическими проявлениями.

Многочисленные исследования подтверждали тот факт, что все же определенные взаимоотношения между типом телосложения, различными физиологическими функциями организма, и особенностями психической сферы существуют. Конечно, не всегда такие связи прямолинейны, абсолютны.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10