Первый этап диспансеризации

На первом этапе диспансеризации на каждого ребенка участка заводится карта диспансерного наблюдения (форма № 30), которая маркируется по показателям общего статуса: в младшей группе детского дошкольного учреждения в первую очередь заводят карты на детей, рожденных от матерей, страдавших в период беременности экстрагенитальными заболеваниями (ревматизм, нефропатии, гипертония, туберкулез, диабет и т. д.); рожденных недоношенными, перенесших в период новорожденности гемолитическую болезнь, гнойно-септические заболевания, получавших антибиотики; на детей в грудном периоде жизни, часто болевших острыми респираторными заболеваниями, диспепсическими расстройствами, имевших хронические расстройства питания, заболевания легких и др.Антенатальный период, период новорожденности и грудной являются важными для формирования твердых тканей молочных зубов. Если эти периоды протекали с указанными отклонениями в развитии ребенка, то «повышается риск» формирования порочных (различные виды гипоплазии) тканей молочных зубов или тканей со сниженной резистентностью к кариесу.В карту диспансерного наблюдения детей 4—6 лет вписывают данные (маркируют) о частоте ОРВЗ, хронических заболеваниях ЛОР-органов, сниженном зрении, нарушении осанки, наличии плоскостопия и других факторах, влияющих на формирование прикуса и структуры твердых тканей постоянных зубов. Делают отметку о группе здоровья.

Детям школьного возраста в карте диспансерного наблюдения необходимо отметить, помимо группы здоровья, наличие хронических заболеваний внутренних органов и систем и степень активности хронического заболевания.Важными являются данные об отклонениях в развитии эндокринной системы и становлении половых признаков.

Помимо карт диспансерного наблюдения, на ребенка, нуждающегося в санации полости рта и лечении заболеваний пародонта, заводится санационная карта (форма № 267). В ней отмечают этапы работы стоматолога, результаты санации полости рта, эффективность лечения заболеваний пародонта и гигиенического обучения уходу за полостью рта и т. д. На период санации два документа (форма № 30 и форма № 267) хранятся вместе, в дальнейшем в зависимости от условий хранения документации они могут находиться вместе и врозь. В любом случае эти документы выполняют разные функции.

Диспансерная карта информирует врача о сроке последующего осмотра, результатах предыдущего этапа диспансеризации (санирован, санация не закончена, направлен к хирургу, ортодонту и т. д.) и задачах последующего наблюдения. Санационная карта — это медицинский документ, из которого можно получить исчерпывающие данные о диагнозе, характере и методах лечения каждого зуба, каждого вида патологии и т. д. Эти карты не заменяют одна другую, в период активного ведения ребенка они выполняют функции сочетающейся информации.Если у ребенка декомпенсированная форма кариеса, есть депульпированные зубы, локализованный или генерализованный пародонтоз, то к санационной карте должен быть прикреплен конверт с рентгенограммами, а в карту внесены описания каждой рентгенограммы.

Рентгенограммы должны регистрировать окончательный этап лечения пульпитов и периодонтитов.В последующие годы целесообразно, чтобы в первичную документацию ребенка, взятого на диспансерный учет, был включен панорамный рентгеновский снимок челюстей.

Это важно в первую очередь для детей с пародонтозом и суб — и декомпенсированной формой кариеса. Маркировка контрольных карт детей дошкольного и школьного возрастаДети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями Дети, перенесшие гемолитическую болезньДети, перенесшие гнойно-септические заболевания и получавшие антибиотикиДети, часто (более 4 раз в год) болеющие острыми респираторнымизаболеваниями Дети, имеющие хроническое заболевание ЛОР-органов Дети, имеющие сниженное зрениеДети, имеющие нарушение осанки или выраженное плоскостопие Дети, имеющие хронические заболевания, указать его активность (компенсированное, суб — и декомпенсированное состояние, т. е. относящиеся к III, IV или V группе здоровья) Группы здоровья ребенкаПринципы группировки по состоянию здоровья детей и подростков при массовых исследованиях. Критерием для группировки детей по состоянию и индивидуальной оценке здоровья должно быть клиническое состояние организма, оцениваемое по наличию или отсутствию длительно протекающей хронической болезни, степени тяжести клинических симптомов и нарушений функциональных возможностей организма.

В соответствии с изложенным выше предлагается следующая группировка для оценки здоровья осматриваемых.I группа — здоровые.II группа — здоровые, с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями.

Сюда относятся лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения, предвестники болезни или состояния после перенесенных заболеваний и травм, отклонения в физическом развитии без наличия эндокринных заболеваний, снижение иммунологической резистентности (частые острые заболевания), нарушения зрения слабых степеней и т. п.III группа — больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма (компенсированное состояние). Сюда же относятся лица, имеющие некоторые физические недостатки, уродства, значительные последствия травм, не нарушающие, однако, приспособленности к труду и иным условиям жизни.IV группа — больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями или лица с физическими недостатками, пороками развития, последствиями травм со снижением функциональных возможностей организма (субкомпенсированное состояние).

V группа — тяжелые больные с постоянным режимом. Инвалиды I—II группы (декомпенсированное состояние).