Периферическая тугоухость
При неврологическом исследовании у этой группы больных не было обнаружено изменений со стороны центральной нервной системы. Следует, заметить, что в эту группу вошли и такие больные, у которых после контузии имелась полная глухота или сурдомутизм, однако их было немного. Если суммировать наблюдения, то можно считать, что описанная форма постконтузионной тугоухости бывает преимущественно при легких контузиях и главным фактором воздействия является чрезвычайно интенсивная звуковая волна.
Изолированное поражение улитки само по себе не может служить доказательством исключительной связи его со звуковой волной, так как оно может наблюдаться и при действии взрывной волны, которая по своей интенсивности приближается к звуковой (160—180 дБ). Это может произойти на значительном расстоянии от места взрыва или при детонациях небольшой интенсивности. В таких случаях оба фактора (акустический и взрывной) сближаются и роль каждого из них зависит от ряда условий (экранирования и т. д.).Таким образом, не отвергая полностью роли ударной волны в этиологии чисто кохлеарной, ограниченной зоной высоких звуков контузионной тугоухости, мы лишь подчеркиваем, что она по своему течению и исходу очень сходна со звуковым поражением, и в силу этого можно думать о локализации поражения в волосковых клетках кортиева органа.В этом отношении представляет интерес то обстоятельство, что развивающееся понижение слуха у пистолетчиков в результате длительного повторного воздействия комбинации акустической и дульной волн по аудиограмме почти идентично с описанной формой контузионной тугоухости.
Надпороговые тесты, проводившиеся у пистолетчиков, указывают на поражение именно периферического рецептора.При второй форме, которую мы назвали смешанной, поражается лишь кохлеарная функция, но почти всегда отмечают сдвиги и в вестибулярной функции.
Для этой формы характерно диффузное понижение слуха. Обычно страдает восприятие всех тонов и в особенности высоких, т. е. аудиограмма имеет полого нисходящий характер. Нередко восприятие тонов выше 4000 Гц вовсе выпадает, но обрыва на аудиограмме нет, так как восприятие 2000 Гц, как и восприятие 1000 и 500 Гц, тоже значительно понижено.
Аудиограмма по костной проводимости обычно совпадает с воздушной. В отдельных случаях она ее превышает на низкие тоны. Отмеченная при первой форме симметрия в состоянии слуха на оба уха здесь редко наблюдается, чаще бывает значительная разница в остроте слуха между обоими ушами.
Как крайняя степень асимметрии бывает односторонняя полная глухота. При этой форме нет заметной лабильности тугоухости.
При повторной аудиометрии через значительные промежутки времени отмечают относительно стабильную кривую понижения слуха с небольшими отклонениями в сторону улучшения, а иногда и ухудшения.В раннем постконтузионном периоде часто бывают субъективные и объективные вестибулярные нарушения — головокружения, спонтанный нистагм. Возбудимость лабиринта при экспериментальном исследовании в большинстве случаев повышена или понижена.
В более поздние сроки субъективные симптомы обычно исчезают. Обнаруживают лишь понижение возбудимости лабиринта при экспериментальном исследовании, иногда весьма резкое. Поражение вестибулярной функции, как правило, более выражено при резких степенях тугоухости.
В некоторых случаях в ранних стадиях мы наблюдали выключение функций лабиринта, которые потом восстанавливались.Эта форма поражения слуховой и вестибулярной функций бывает главным образом при тяжелой контузии.
Участие обеих функций в процессе, хотя и не в одинаковой степени, позволяет предположить лабиринтную локализацию поражения.Симптомы нарушения со стороны центральной нервной системы, а иногда и психики, однако, также нередки.
Одновременная заинтересованность центральной нервной системы указывает, что в механизме поражения решающую роль играет взрывная волна и обусловленная ею коммоция лабиринта. Нужно подчеркнуть, что при этом страдает не только внутреннее, но и среднее ухо. О последнем говорит обнаруженное нами у части больных поражение и звукопроводящего аппарата.