Острая акустическая травма
Стойким последствием острой акустической травмы обычно, по нашим наблюдениям, является понижение восприятия звуков пятой октавы. По наблюдениям Murray и Reid (1946), у артиллеристов аудиограмма через 15 минут после выстрела показывает понижение восприятия всех тонов, более выраженное на высокие звуки. Четыре часа спустя остается лишь понижение на звуки выше 3000 Гц, в дальнейшем постепенно улучшается и восприятие высоких звуков, а через 8 дней слух восстанавливается почти до нормы.
Имеется лишь небольшой спад на звуки выше 8000 Гц. Иногда с самого начала страдает восприятие только самых высоких звуков.Для полного восстановления слуха иногда требуются длительные сроки.
Причиной кратковременного оглушения является перенапряжение и утомление специфической нервной ткани. В данном случае речь может идти и о тормозном процессе в корковых отделах слухового анализатора, развившемся вследствие раздражения чрезмерно мощными звуковыми импульсами.Интенсивные акустические раздражения при взрывах имеют место не только при несчастных случаях в шахтах, химических лабораториях и т. д. Имеются некоторые виды производства, где взрывы являются одним из элементов технологического процесса.
Такое положение имеется при гидрометаллургическом способе получения цинка. Для предотвращения загрязнения воздуха помещения ванны, в которых происходит электролиз, покрывают слоем мыльной пены. Образующийся при электролизе газ скапливается под пеной и при электрических разрядах в ванне взрывается с оглушительным шумом.
У некоторых рабочих, находившихся близко от взрывов, наблюдались разрывы барабанной перепонки (Г. Г. Пятаев, 1966).В ослабленном виде такое раздражение имеется у рабочих ряда других профессий — монтажников-пистолетников, пиротехников, инструкторов по стрельбе и др.Строгое различие между травмой вследствие взрыва или выстрела из тяжелого или легкого орудия трудно провести, так как параметры звука могут быть близкими. В литературе недавно выделена новая пограничная форма, которую отличают от взрыва, с одной стороны, и от профессионального шума, — с другой. Эта форма имеет место при выстреле из мелкокалиберного орудия.
Отличие ее от взрыва является количественным. Ruedi и Furrer (1947), предложившие для нее термин Knalltrauma, приводят следующие параметры. При выстреле из орудия калибром 7,5 см, вес заряда которого менее 1 кг, максимальное давление длится менее 2 мсек. При кратковременной длительности максимального давления его точное измерение затруднено, но в общем оно достигает 150— 160 дБ, а по некоторым данным — 180 дБ. Примерно такую интенсивность выявила Л. И. Максимова при выстреле из монтажного пистолета.
По частотному спектру выстрел близок к белому шуму, с превалированием 885 и 4150 Гц.В акустическом отношении такие выстрелы мало отличаются от прерывистого, ударного шума, который бывает в ряде производств. Близкими по параметрам являются периодические пики при постоянном производственном шуме. Такие пики улавливаются при многократной записи шума и его анализе. Однако нельзя упускать из виду влияние дульной волны при выстреле и связанной с этим возможности возникновения и развития поражений барабанной перепонки.
Интенсивность дульной волны, конечно, меньше взрывной и поэтому перфорация барабанной перепонки встречается намного реже, чем при взрыве. Превалирующим в патогенезе понижения слуха, судя по аудиограммам и надпороговым тестам, является акустический фактор.
Важно подчеркнуть, что у рабочих некоторых профессий развивается не острая форма тугоухости, а хроническая, что очень сближает ее с профессиональной тугоухостью. В связи с этим мы и рассмотрим эту форму поражения в следующей главе.