Нервный механизм сна
При развитии сна необходимо учесть происходящее изменение во взаимоотношении системы экстероцепторов и системы интеропроприоцепторов. Первая может быть заторможена, в то время как вторая будет продолжать действовать и посылать потоки чувствительных импульсов от внутренних органов в кору. При дальнейшем углублении сна и эти импульсы оказываются ниже порога возбудимости коры.Возбудимость коры также зависит от возбудимости подкорковых образований, в особенности от ретикулярной формации. Подкорковое возбуждение сообщается коре, и кора в свою очередь может тонизировать подкорку. Высшая нервная деятельность представляет собой взаимодействие коры и подкорки.
Вне этого основного взаимодействия не протекает ни одно явление высшей нервной деятельности, в том числе и сон во всех его видах и стадиях. Взаимодействие коры и подкорки может быть как возбуждающего, так и тормозящего характера. Важное значение, кроме прямой импульсации, здесь имеет взаимная индукция: возбужденное состояние коры при известных условиях может вызывать отрицательную индукцию в подкорке (т. е. произвести в ней торможение); тормозное состояние коры может вызывать положительную индукцию в подкорке (т. е. повысить в ней возбуждение); иногда сильное возбуждение подкорковой эмоциональной деятельности вызывает торможение коры по закону отрицательной индукции.
При развитии сонного торможения только в коре больших полушарий наблюдается стадия подкорковой положительной индукции. При иррадиации сонного торможения с коры на подкорку затухает подкорковое возбуждение, наступает более глубокая стадия сна.Предложенная И. П. Павловым теория сна может быть названа корковой теорией сна. Торможение возникает в коре, иррадиирует сначала по коре, а потом захватывает подкорковые области. Процесс распространения сонного торможения проходит ряд многообразных фаз и состояний.
Корковое происхождение сна надо понимать на основе взаимодействия коры и подкорки. Само собою разумеется, что эта корковая теория распространяется на человека и высших животных, у которых есть кора головного мозга.Среди некоторых клиницистов и физиологов распространено представление о «подкорковом центре сна» (Экономо, 1929 г.; Гесс, 1931 г.; Роже, 1946 г.; Лермитт, 1948 г.; Рубино, 1949 г., и др.). Н. Клейтманн (1939 г.) считает, что в подкорковой области существует специальный «центр бодрствования», от деятельности которого зависит смена бодрствования и сна. Лермитт и Турнэй (1927 г.) признают существование двух противоположных центров на дне третьего желудочка головного мозга — центра сна и центра бодрствования.
Ряд клинических наблюдений развития сонливости и сна у больных эпидемическим (летаргическим) энцефалитом и при опухолях стволовой части головного мозга привел некоторых невропатологов к заключению о существовании «подкоркового центра сна».Гесс (1931 г.) вызывал сон у подопытных кошек с вживленными электродами в задней части таламической области (области важных подкорковых центров) электрическим раздражением. На основании таких экспериментов Гесс заключил, что в этом отделе мозга находится «подкорковый центр сна». Гесс (1933 г.) также вызывал сон у животных введением в область третьего желудочка мозга эрготамина. Демоль (1927 г.) вводил кальций в область серого бугра и получал сон.А. В. Тонких и Е. А. Моисеев вызывали сон у кошек электрическим раздражением гипоталамической области (где находятся высшие центры, регулирующие работу внутренних органов), через вживленные электроды.
Но они не считают этот факт доказательством наличия центра сна в указанной области. Некоторые исследователи (например, Фултон, Бейли и др.) считают роль гипоталамуса в нервном механизме сна весьма существенной. Конорский (1948 г.) также считал возможным существование подкоркового центра сна.