Ненаркотические анальгетики
Введение белым мышам и крысам в течение последних трех дней беременности 2—4 мг/кг индометацина и 100— 300 мг/кг ацетилсалициловой кислоты привело к дистрофическим изменениям нервных клеток промежуточного мозга у потомства [Allen Н. L. et al, 1980].Систематическое назначение крысам линии Sprague— Dawley анальгина с питьевой водой в концентрации 0,1 мг/мл, начиная с 17-го дня беременности и до 10-го дня после родов, не влияло на выживаемость и постнатальное развитие потомства. Вместе с тем в постнатальной периоде развития у потомства наблюдались отставание в динамике увеличения массы тела, задержка времени открытия глаз и развития рефлекторных реакций [Phil С. С, Morton S, 1982].Сопоставление эмбриотоксичности салициловой кислоты для различных видов животных, а также для человека позволяет говорить о более низкой чувствительности плода человека к повреждающему эффекту салицилатов. Так, если эмбриотоксический эффект салициловой кислоты у белых крыс и обезьян макака резус появлялся при ее концентрациях в сыворотке крови беременных самок 115 и 53 мкг/мл соответственно, а в тканях и сыворотке крови эмбрионов в концентрациях 100 и 36 мкг/мл соответственно, то у человека при концентрациях салициловой кислоты в сыворотке крови беременных женщин, их плодов и новорожденных, равных соответственно 250—300, 8—31 и 30 мкг/мл, побочных эффектов, как правило, не наблюдалось [Khepa К. S, 1984].Одно из существенных проявлений токсического влияния ацетилсалициловой кислоты на плод — возникновение геморрагического синдрома у новорожденных.
В результате этого частота внутричерепных кровоизлияний в группе детей, матери которых в период, предшествующий родам, получали данный препарат, была выше, чем в контрольной группе [Romack С. Н. et al, 1981]. Исследование пуповинной крови 3 новорожденных, матери которых перед родами получали ацетилсалициловую кислоту, выявило угнетение агрегации тромбоцитов и снижение уровня XII фактора свертывания крови. Клиническими проявлениями этих нарушений у одного из новорожденных была мелена, у другого — кровоизлияние в мозг, у третьего — purpura [Bleyer W. A, Breckenridge R. T, 1970]. Для профилактики геморрагического синдрома у новорожденных данный лекарственный препарат не рекомендуется назначать в течение последних 2—3 нед беременности [Munro С. D, 1981]. Экспериментальные данные подтверждают свойство салицилатов тормозить внутриутробное развитие плода, увеличивать число резорбированных плодов [Eriskason М, 1971]. Наблюдения Т. F. Paine (1971) также свидетельствуют о торможении роста эмбриональных клеток человека, культивируемых in vitro под влиянием натрия салицилата.
Результаты клинических наблюдений противоречивы. По одним данным, средняя масса тела новорожденных, матери которых систематически употребляли в период беременности салицилаты, ниже, чем у новорожденных в контрольной группе [Turner G, Collins Е, 1975]. В то же время, по данным S. Shapiro и соавт.
(1976), систематическое лечение беременных салицилатами не отражается на массе тела новорожденных. В экспериментальной работе G. L. Sharp и соавт. (1974) было показано, что при применении индометацина в дозах, в 10—20 раз превышающих терапевтические (15 мг/кг), в легких плодов наблюдалось сужение артериального протока и разрастание соединительной ткани, что приводило к гипертензии в малом круге кровообращения и к развитию гипоксии у новорожденных.
Индометацин и другие нестероидные противовоспалительные средства могут нарушать процесс адаптации сердечно-сосудистой и дыхательных системы новорожденного к внеутробной жизни [Birkett D. J, Grygiel J. J, 1981]. Как известно, ненаркотические анальгетики (ацетилсалициловая кислота, индометацин, бутадион и др.) обладают свойством угнетать синтез простагландинов в связи с ингибирующим влиянием на один из ключевых ферментов — простагландин-Н-синтетазу. При этом ацетилсалициловая кислота в отличие от других ненаркотических анальгетиков является необратимым ингибитором данного фермента [Варфоломеев С. Д, 1986].