Не стоит нервничать

Часто мы советуем другим: «Не стоит нервничать!», «Не волнуйся». И все же мы сами перед контрольной работой или экзаменом, перед выступлением на собрании или выходом на сцену почти каждый раз ощущаем волнение.

Нормально ли это?В жизни каждого человека бывают особо ответственные моменты, когда нужно собраться, сосредоточиться, призвать на помощь все свои способности, силу воли, чтобы продемонстрировать свои знания и умения наилучшим образом. В школе таких моментов много. Легкое возбуждение перед экзаменом или контрольной работой совершенно закономерно.

Оно тренирует мозг точно так же, как физкультура — мышцы.Волнение — это возбуждение, чувственное переживание, которое отражается на деятельности всего организма: сердце начинает биться быстрее, в крови повышается содержание сахара, улучшается кровоснабжение мозга, учащается дыхание, ускоряются движения, ладони и подмышки становятся влажными.

Такое состояние свидетельствует о готовности человека приложить максимум усилий и с честью выйти из трудного положения.Если же ты возбужден настолько, что от волнения не в состоянии собраться с мыслями, припомнить выученное и спокойно обдумать задание, то это уже плохо. Следствием такого сильного волнения являются неудачи на важных контрольных работах и даже на экзаменах, а этого быть не должно.

Еще хуже, если излишнее волнение становится причиной целой цепи неудач. Это может привести к тому, что выработается страх перед экзаменами, ответами, любыми публичными выступлениями. Постарайся, чтобы такого не случилось!

Прежде всего имей в виду, что хорошо сделанная контрольная, удачный ответ придают веру в свои силы. В дальнейшем твое волнение будет носить тонизирующий характер, что поможет тебе справляться со все более трудными заданиями.Уверенность в своих силах, которая исключила бы излишнее волнение, сама собой не возникает.

Уверенность в себе приходит от сознания, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. Случайное «везение» на контрольной или на экзамене веры в себя не придает.

Наоборот, расчет на такое везение как раз и является одной из причин волнения. Если же всегда учиться добросовестно, то не будет оснований и для чрезмерного возбуждения — все пройдет хорошо.

И все же встречается довольно большое число учеников, которые, несмотря ни на что, сильно волнуются — у них дрожат руки, в голове пусто, может появиться даже ощущение дурноты. И не успокаивает сознание того, что они много готовились и дома все было понятно. В ответственных случаях они не в состоянии проявить себя должным образом.

Что предпринять в таком случае?Думать о предстоящей контрольной работе, экзамене или выступлении начинаешь непроизвольно сразу же, как узнаешь о них. Если впереди еще много времени (несколько дней, иногда — недель), то постарайся не поколебать уверенность в себе, а наоборот — мысленно укрепить веру в свои силы. Не стоит без оснований беспокоиться.

Надо внушить себе, убедить себя в том, что ничего из ряда вон выходящего не предстоит. Времени же на то, чтобы подучить, повторить, поупражняться достаточно.

С помощью мыслей или слов человек может вселить в себя уверенность и оптимизм, может сам себя успокоить. С целью самовнушения можно каждый вечер перед сном или находясь в одиночестве мысленно или шепотом несколько десятков раз повторять себе: «Учеба дается мне с каждым днем все лучше», «Я совершенно спокоен» или что-нибудь в этом роде. Все внимание необходимо сосредоточить на повторяемой фразе.

Не давай мыслям разбегаться. Фразу-желание составь сам так, чтобы она тебе нравилась, подходила тебе, словом, была бы в твоем стиле.

Внушение должно быть составлено обязательно в утвердительной форме. Но одного желания, конечно, недостаточно — учиться все же надо. Самовнушение лишь настраивает тебя на правильную волну.

Если время контрольной или выступления уже настало, а ты все еще находишься в напряженном состоянии, прибегни к самовнушению путем расслабления. Для этого удались от товарищей или просто не принимай участия в их беседе, играх, не обращай на них внимания. Это нетрудно сделать в классе непосредственно перед уроком.

Начни с пяти или шести медленных и глубоких вздохов. Затем постарайся сосредоточить мысли на расслаблении мышц. Попытайся расслабить сначала правую, потом левую руку, левую ногу, правую ногу, затем мышцы тела и лица. В мыслях повторяй себе: «Контрольная (выступление, экзамен) пройдет хорошо». После расслабления мышц проконтролируй, дышишь ли ты спокойно и глубоко.

Если это еще не так, то принуди себя к этому. Будь уверен, что от тревоги ты вскоре освободишься и сможешь сосредоточить все свое внимание на решаемой задаче.

Самовнушение требует упражнения. Прибегать к нему полезно не только в тех случаях, когда в ожидании ответственного момента тебя охватило волнение, — мастерства добиваются тренировкой.

Путем самовнушения можно научиться лучше владеть собой, что необходимо не только для подавления излишнего волнения, но и для общения с людьми. Хорошее самообладание и уравновешенность всегда ценятся в людях.

Развитие самообладания укрепляет волю и упорство. А это тоже не последние качества.

Итак, волноваться не стоит. Держи себя в узде, тогда можешь быть уверен, что чрезмерное волнение не станет для тебя причиной неудач.

Каждый раз после контрольной, выступления или экзамена припомни, как все было. Вспомни не только ошибки, которые ты допустил, но и то, как ты себя вел, что говорил, когда пришел в беспокойство. Это полезно, и в следующий раз ты уже будешь вести себя лучше. Если же удастся избежать ранее случавшихся неприятных моментов, то это поможет тебе укрепить веру в свои силы, побороть волнение.

Уверен, что эта битва останется за тобой!*Учитель: «Почему ты так волнуешься?

Боишься моих вопросов?»Райво: «Нет, я боюсь своих ответов!»*Тетя: «Как у Матти прошел экзамен по истории?

«»Не самым лучшим образом, но это не его вина. Учительница спрашивала такие вещи, которые произошли до его рождения», — оправдывается мама.*Андрус пришел с экзамена. «Папа, ты обещал мне пять рублей, если я сдам экзамен».»Да, но…»"Можешь не беспокоиться — эти деньги останутся при тебе».

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10