Лечение в периодах острой ожоговой токсемии и септикотоксемии

Для борьбы с интоксикацией, анемией и гипопротеинемией назначают гемотрансфузии. В зависимости от тяжести ожога больному переливают 2 — 3 раза в неделю по 250—500 мл одногруппной крови. В первые 3—5 дней болезни целесообразно вместо обычной переливать кровь ожоговых реконвалесцентов.

Для борьбы с интоксикацией и гипопротеинемией наряду с кровью вливают 2—3 раза в неделю плазму и белковые гидролизаты (Л-103, аминопептид и др. по 250—500 мл). При плохих венах гидролизаты вводят внутримышечно. Белковые гидролизаты и различные питательные смеси можно также вливать через тонкий зонд, введенный в желудок. Для поддержания водного и солевого баланса (если больной мало пьет) назначают систематически внутривенные вливания физиологического раствора поваренной соли по 400—000 мл. Для дезинтоксикации вводят в вену 5% раствор глюкозы в тех же дозировках и 0—8 ЕД инсулина под кожу. Выраженным дезинтоксицирующим и диуретическим действием обладает низкомолекулярный раствор поливинилпирролидона.

Его вливают внутривенно по 300—500 мл в сутки. Все трансфузии производят капельно.

Частоту вливании и дозировки определяют в зависимости от степени интоксикации больного. В тяжелых случаях показаны ежедневные трансфузии, чаще их производят через день. Рекомендуется обильное питье.

Для улучшения трофики тканей производят повторно новокаиновые блокады (с промежутком в 2 недели, но не более 4—5 блокад в течение всего курса лечения). Систематически вводят антибиотики. До получения данных о чувствительности флоры назначают пенициллин (по 100 000— 200 000 ЕД через каждые 6 час.). В дальнейшем выбор антибиотика определяется результатами бактериологического анализа.

Антибиотики назначают отдельными курсами по 7 —10 дней с трехдневными перерывами между курсами. Одновременно дают антигистаминные препараты (димедрол, пипольфен, супрастин).

По показаниям назначают сердечно-сосудистые средства (кордиамин, камфору), болеутоляющие (промедол, омнопон), снотворные (ноксирон, адалин и др.). Большое значение имеет витаминотерапия. Назначают витамины группы В (В1, В2, В6, В12), С. D. При гипоксемии дают кислород.

При нарастании симптомов ожогового истощения и неэффективности проводимой терапии назначают преднизолон (только после отторжения ожогового струпа). Противопоказания к гормонотерапии — диабет, гипертоническая и язвенная болезни, эпикепсия, психозы.

Для предупреждения побочного действия больным назначают в течение всего курса гормонотерапии диету с резким ограничением хлористого натрия (не более 2—3 г в сутки), богатую животным белком (150—200 г в сутки). Гормонотерапия сопровождается назначением хлористого калия (1,5—2,0 г в сутки) и антибиотиков. Последние назначают, даже если флора не чувствительна ни к одному из них. Первоначально преднизолон назначают по 5 —10 .кг в сутки и в течение нескольких дней увеличивают суточную дозу до 15— 20 мг. Иногда для получения терапевтического аффекта суточную дозу приходится повышать до 25 — 35 мг. Благоприятный эффект выявляется к концу первой недели и заключается в улучшении аппетита, стабилизации, а затем нарастании веса тела, уменьшении гнойного отделяемого и активации репаративных процессов на ожоговых поверхностях.

Под влиянием гормонотерапии хорошо приживают кожные аутотрансплантаты.Все ожоговые поверхности желательно закрыть аутотрансплантатами в течение месяца. Если это не удалось (при обширных поражениях), то у больных нередко прекращается терапевтический эффект от введения гормона, и для его восстановления приходится повышать суточную дозировку на 5 —10 мг. Преднизолон нельзя отменять сразу.

Дозу уменьшают очень медленно (на 5 мг в неделю) и прекращают введение только после полного заживления ран. Преждевременная отмена препарата приводит к нарушению репаративных процессов и лизису приживших кожных аутотрансплантатов. Длительное применение преднизолона в больших дозах может вызвать кортизоновый диабет, гипертонию, образование острых язв в желудочно-кишечном тракте и др. Поэтому преднизолон следует назначать строго по показаниям.

У лиц, которым проводилась гормонотерапия, может возникнуть в дальнейшем во время инфекционных заболевании, после травм, оперативных вмешательств и т. п. опасная для жизни острая недостаточность надпочечников, купируемая внутривенным введением глюкокортикоидов. В связи с этим всех, кому проводилась гормонотерапия, необходимо инструктировать, чтобы они впредь сообщали своим врачам о длительном лечении гормонами. Другие осложнения ожоговой болезни лечат по общим правилам.

Исключительно важную роль играет лечебное питание обожженных. Больные должны получать дробное питание 5—6 раз в сутки.

Общая калорийность суточного рациона 3000—5000 кал. Пища должна быть богатой белками (в сутки 100—150 г белка), витаминами, хорошо усвояемой, разнообразной. Находящиеся в тяжелом состоянии получают механически и химически щадящую пищу. По мере улучшения состояния больных переводят на питание продуктами, подвергающимися обычной кулинарной обработке.Большое значение имеют правильное содержание и уход за больными.

По окончании шока обожженным следует придать в постели полусидячее положение и систематически их поворачивать (профилактика пневмонии и пролежней), а палаты вентилировать. Белье и повязки должны быть чистыми и сухими (частая смена белья, своевременные перевязки, подбинтовка).

Дурной запах в палате, где содержатся больные с ожогами, свидетельствует о плохом уходе. По окончании шока больные должны систематически заниматься лечебной гимнастикой, направленной на борьбу с пневмонией, пролежнями, тугоподвижностью суставов и контрактурами.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10