Лечение острой инвагинации кишок
Диагностика острой инвагинации кишок Лечение зависит от срока поступления больного в хирургическое отделение и от опыта хирурга. При поступлении ребенка в первые 24 ч от начала заболевания возможна попытка консервативного расправления инвагината, что избавляет больного от операции и возможных послеоперационных осложнений. Перед попыткой консервативного расправления больному производят пресакральную новокаиновую блокаду, вводят раствор атропина и промедола в возрастных дозировках.
Консервативное расправление проводят в рентгеновском кабинете. Существуют два метода консервативного расправления: открытый и закрытый.
При открытом методе в прямую кишку вводят катетер, соединенный с баллоном Ричардсона, и под контролем рентгеновского экрана начинают нагнетать воздух. Воздух доходит до головной части инвагината.
Продолжают вводить воздух в толстую кишку, повышая в ней давление. Избыток воздуха выходит через анальное отверстие обратно.
Вследствие повышения давления инвагинат начинает расправляться и, наконец, полностью исчезает.Закрытый метод, который эффективнее открытого, позволяет почти у 80—90 % детей расправить инвагинат.
Суть закрытого метода заключается в обтурации ампулы прямой кишки манжетой специального катетера для создания герметичности и введения воздуха в толстую кишку под определенным давлением (40—70 мм рт. ст.). Этого давления бывает вполне достаточно для расправления инвагината. Если не удалось расправить инвагинат с первой попытки, можно нагнетание воздуха повторить еще раз. 15. Катетер для консервативного расправления инвагината закрытым способом:1 — манометр; 2 — баллон Ричардсона; 3 — надувная манжетка Рентгенологическими признаками расправления инвагината являются полное выполнение контуров толстой кишки, включая медиальную часть слепой, и прохождение воздуха в тонкую кишку. Ребенок успокаивается, и через некоторое время появляется каловый стул без примеси крови.При поступлении ребенка в сроки более 24 от начала заболевания, подозрении на тонкокишечную инвагинацию или отсутствии условий для проведения консервативной терапии производят операцию дезинвагинации.Перед операцией промывают желудок. При выраженном токсикозе внутривенно до операции вводят необходимое количество жидкости для борьбы с ним.Операцию производят под наркозом с одновременным капельным переливанием жидкости, в том числе и крови. Операция заключается в расправлении внедрения методом «выдаивания». Если расправить инвагинат не представляется возможным или если после расправления он оказывается нежизнеспособным, что определяют по темному виду инвагината и отсутствию пульсации артерии кишки после повторного согревания ее теплым физиологическим раствором и повторного введения раствора новокаина в брыжейку, то производят резекцию патологически измененного отдела в пределах здоровых тканей с наложением анастомоза. Дренаж в брюшную полость вставляют только при резекции участка кишки.В неосложненных случаях питание начинают через 4—6 ч после операции, дробно, небольшими порциями каждые 2 ч. Так, при питании ребенка грудью кормят сцеженным грудным молоком каждые 2 ч по 20 мл. С последующего дня увеличивают количество молока на каждое кормление на 15—20 мл. Затем промежутки между кормлениями увеличивают и переходят на питание грудью (приблизительно с 3-го дня при благоприятном течении послеоперационного периода). Необходимое ребенку количество жидкости восполняют парентеральным введением ее. При резекции кишок продолжительность парентеральной терапии до 1-й недели и темп увеличения объема питания более медленные.После операции больному придают положение по Федорову. При рвоте вставляют желудочный зонд и промывают желудок до чистых вод. Особое внимание уделяют профилактике пневмонии и борьбе с парезом кишок. Антибиотики при неосложненных формах острой инвагинации не назначают. Первый после операции стул показывают врачу. Повторные инвагинации у детей наблюдают крайне редко. Справка для операционной сестры